Соммерс, маяк

 

 

 

 

 

 

 

 

Маяк Соммерс

Историко – техническая справка

 

Маяк Соммерс установлен на вершине западного самого высокого холма острова Соммерс в восточной части Финского залива Балтийского моря. Маяк носит название острова на котором установлен.

Маяк Соммерс – 4-гранная стальная решетчатая пирамидальная башня высотой     35 м со светооптическим аппаратом на подфонарном столике верхней площадки установлен на высоте 16 м над уровнем моря и на минимальном расстоянии 75 м от береговой черты  Северной бухты. Верхняя часть башни обшита досками и окрашена белыми и красными горизонтальными полосами.

Штатный номер маяка Соммерс по книге «Огни и знаки Балтийского моря» издания 2009 года – 1685. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – С 3944.

Маяк Соммерс предназначен для обеспечения плавания по Большому Корабельному фарватеру.

Географические координаты маяка Соммерс:

широта 60º 12,4ʹ N, долгота 27º 38,6ʹ E

Остров Соммерс является гранитной скалой со сглаженной ледниками и волнами трещиноватой поверхностью, имеет сложные конфигурацию и рельеф. Берега острова приглубые. Длина острова с севера на юг 925 м, с запада на восток 415 м. Его площадь 0,38 кв. км. Остров имеет три бухты – Северную, Западную и Южную. На расстоянии 8 кабельтовых – 1,5 км к востоку от острова находится скала Малый Соммерс, вокруг которой лежат надводные и подводные скалы. На острове нет почвы. На нём растут только травы, мхи и лишайники.

Остров Соммерс входит в состав Выборгского района Ленинградской области. До Кронштадта от острова Соммерс 66 миль – 122 км.

Шведское название острова «Sommarö», как считают,  происходит от слова «Sommar» и его родительного падежа «Sommars», которые переводят как «лето, летний (остров)». С 1920 года  по 1944 год остров носил созвучное финское название «Someri» - Cомери – от «somer» - галька, гравий, крупный песок. 27 мая 1950 года постановлением Леноблисполкома острову дали название «Маяк». Навигационный маяк тоже должен был получить название «Маяк». В результате появились такие абсурдные сообщения. Извещение мореплавателям ГС БФ  № 298 от 24 сентября 1951 года: «Изменение окраски сооружения маяка Соммерс (Маяк) на острове Маяк (Соммерс)». Извещение мореплавателям ГС БФ № 448 от 19 декабря 1953 года: «Установлен наутофон при маяке Маяк (Соммерс)». 31 июля 1959 года постановлением Леноблисполкома острову вернули его историческое название «Соммерс».

Расстояния от маяка Соммерс до наиболее близко расположенных маяков: до маяка Нерва 9,66 мили – 18 км, до маяка Мощный – 11,7 мили – 21,7 км, до маяка Северный Гогландский 21,8 мили – 40,4 км. Транспортное сообщение с маяком летом – катерами и судами, зимой, когда лёд имеет достаточную толщину, - колёсным, гусеничным и гужевым транспортом и на лыжах. В любое время года, когда позволяют погодные условия  - вертолётом.

История маяка Соммерс началась в 1759 году с доклада контр-адмирала Семёна Ивановича Мордвинова (1701 – 1777) в Адмиралтейств – Коллегию о недостатках маячного ограждения в Финском заливе и необходимости иметь огонь на острове Нерва. Но Адмиралтейств – Коллегия распорядила конторе главного командира Кронштадтского порта установить маяк на острове Соммерс. Маяк был установлен «в ближайшие годы» - возможно, в 1761 году. Он был сооружён принятым в то время способом. На вершину сложенного из булыжника, имевшегося в достаточном количестве на острове, пирамидального возвышения была установлена железная кованная камфора – решетчатый поддон, на котором сжигали дрова или английский каменный уголь, так как своего ещё не было. Огонь от сгоравшего топлива служил маяком мореплавателям. Рядом был построен рубленный домик для маячной команды, состоявшей из матросов Балтийского флота. Огонь маяка горел ночью, только в период навигации, исключая «белые ночи». На зиму команду вывозили в Кронштадт.

В 1802 году Адмиралтейский департамент занялся обеспечением мореплавания в Финском заливе средствами навигационного оборудования и поручил капитану 2 ранга Леонтию Васильевичу Спафарьеву  (1765 – 1847) составить план строительства новых и перестройки действующих маяков. В 1805 году представленный Л.В.Спафарьевым план был обсуждён, одобрен и на него же была возложена реализация этого плана, с чем он отлично справился.

Этим планом предусматривалась установка на острове Соммерс маяка с катоптрическим (отражательным) аппаратом. В 1807 году под руководством Л.В.Спафарьева маяк был построен, а в 1808 году освещён и открыл действие.

26 (14) мая 1807 года в Тильзьте (Восточная Пруссия) – ныне Советск (Калининградская область) император Александр I (1877 – 1825) по докладу Морского министра адмирала Павла Васильевича Чичагова (1767 – 1849) утвердил

 «Штат при маяке Соммерс.

Смотритель – чиновник 14 класса (коллежский регистратор) – 1 человек, жалование 225 рублей в год

его денщик – 1 человек, жалование 6 рублей 30 коп в год

служителей – 7 человек с жалованием по 36 рублей в год, всего 252 рубля

на содержание маяка – 24 рефлектора по 35 рублей, всего 840 рублей

на ремонт маяка – 150 рублей

отопление и освещение домов при маяке – 200 рублей»

Маяк Соммерс был установлен на западном холме острова на высоте 18,80 м от уровня моря и представлял собой белую цилиндрическую каменную башню высотой 4,90 м с 12-гранным металлическим фонарным сооружением высотой 4,70 м. Высота маяка от основания была 9,60 м. Высота огня от основания 7,15 м, от уровня моря 25,95 м.

В фонарном сооружении маяка был установлен катоптрический аппарат, состоявший из 16 масленых ламп с рефлекторами (отражателями). В лампах использовалось сурепное масло. Огонь маяка был постоянный, белый - «обыкновенного цвет» - как тогда писали,  и освещал весь горизонт – круговой.

При маяке был построен каменный караульный дом для команды служителей, деревянная баня и колодец.

В апреле 1855 года освещение маяка было прекращено в связи с появлением в Финском заливе в ходе Крымской войны крейсеров англо – французской эскадры. По миновании опасности маяк, дом и баня, повреждённые противником, были исправлены и в начале ноября 1855 года освещение маяка Соммерс было возобновлено.

21 (09) июля 1856 года управляющий флотом и Морским ведомством адмирал великий князь Константин Николаевич (1827 – 1892) утвердил «Положение о маяках Балтийского моря», в котором в части маяка Соммерс указано: «Распоряжением директора маяков смотрителем  маяка назначают старшего унтер-офицера флота, которого по выслуге лет производят в офицеры».

9 мая (27 апреля) 1861 года у острова Соммерс был затёрт льдами и затонул прусский пароход «Александр II». «Содействием смотрителя и прислуги Соммерского маяка» было спасено 137 человек пассажиров и членов экипажа. Маячники «всемилостивейше были пожалованы в награду человеколюбивых их подвигов серебряными медалями и деньгами».

В 1866 году была произведена реконструкция маяка Соммерс с целью замены устаревшего катоптрического аппарата на современный диоптрический. Чтобы не прекращать во время переделки освещение маяка в мае 1866 года по южную сторону маяка вплотную к нему была построена временная деревянная башня на которую 20 (08) сентября перенесли старый катоптрический аппарат. В каменной башне переделали внутреннюю лестницу для того, чтобы она не мешала перемещению груза, обеспечивавшего вращение аппарата. Был разобран и переделан верхний свод башни. На этот свод был установлен чугунный цоколь нового фонарного сооружения высотой  7½ футов – 2,30 м. Внутри цоколя установили вращательный механизм. Снаружи цоколя на всю ширину верха башни была устроена галерея с перилами ограждения. На цоколь установили металлические каркас штормового остекления с плоскими прямоугольными зеркальными стёклами и крышу.

В новом фонарном сооружении установили олофотальный аппарат 3 разряда с катодиоптрическими стеклянными рефлекторами для проблескового огня, изготовленный в Англии на заводе «Чанс & К°». Заказ и поставка аппарата были поручены состоявшему при Дирекции маяков и лоции инженер-штабс-капитану Ракитину в декабре 1865 года. Высота огня была увеличена на 4 фута – 1,20 м. Высота огня от основания маяка стала 8,40 м и от уровня моря – 27,15 м. Высота маяка от основания маяка осталась прежней – 9,60 м.

21 (09) октября 1866 года маяк Соммерс открыл освещение белым вертящимся огнём, который, скрываясь на 1 минуту, потом появлялся в виде сильного олофотального  блистания в течении 24 секунд. Огонь по-прежнему освещал весь горизонт. Его дальность видимости была 10,8 мили – 20 км. Временный маяк был разобран.

Замена аппарата с уменьшением количества ламп с 16 до 1 позволила более экономно расходовать сурепное масло - 48 золотников или 206 грамм в час вместо 130 золотников или 560 грамм в час.

Летом 1867 года при маяке установили из запасов Кронштадтского порта  2 колокола для звона в них во время тумана с возможно меньшими промежутками времени. Если с моря на маяке  был услышан пушечный выстрел, или звон колокола, или звук рожка, то производился частый перезвон в колокол.

В 1866 году при маяке построили новую баню, в 1867 году – каменный жилой дом для смотрителя маяка, а в 1869 году – новый деревянный колодец. В 1870 году башня была оштукатурена снаружи. Штукатурка внутри башни была выполнена ранее.

В 1877 году маяк стали освещать петролеумом – то есть керосином вместо сурепного масла. Для хранения петролеума была построена каменная кладовая с вентиляцией и громоотводом. В год на освещения маяка расходовали около 44 пудов – 720 кг или 850 литров петролеума.

В 1879 году был построен каменный забор для защиты служителей маяка и маячных строений от ветра.

В 1885 году при маяке Соммерс был установлен колокол из пушечной зелёной меди весом 20 пудов – 328 кг, который изготовил в Ревеле заводчик Виганд.

В 1886 году на маяке Соммерс был установлен громоотвод.

В 1907 году на восточной оконечности острова Соммерс построили кирпичные здание для пневматической сирены, подлежавшей переносу с мыса Нинамаа в Ревельском заливе, жилой дом для мотористов сирены и хранилище для ёмкостей с керосином для двигателей сирены. В апреле 1908 года сирена открыла действие. Она производила звуковой сигнал продолжительностью 7 сек с промежутком 65 сек. Звук был слышен на расстоянии около 4 миль – 7,5 км. В течении первого года сирена работала 800 часов. Колокол был оставлен в качестве резерва на случай неисправности сирены.

Был построен причал в Северной бухте и проложен узкоколейный железнодорожный путь к маячному городку. Позднее ещё один причал был построен в Западной бухте.

В 1912 году для получения сведений о бедствующих рыбаках и оказания им своевременной помощи Министерство торговли и промышленности передало Главному гидрографическому управлению денежные средства на строительство и оборудование радиостанций при маяках Родшер и Соммерс, не имевших никаких средств связи с материком. В 1913 году при маяке Соммерс были построены деревянные здание радиостанции и жилой дом для телеграфистов.

14 октября 1920 года между РСФСР и Финляндией был подписан Тартуский мирный договор, в соответствии с которым остров Соммерс  с маяком отошли во владение Финляндии и получили название «Сомери». Маяк и сирена продолжали работать.

28 июля 1923 года между СССР и Финляндией было подписано «Соглашение о поддержании порядка судоходства в части Финского залива вне черты их территориальных вод, содержании маячных сооружений и лоцманской службы». Этим соглашением устанавливался порядок  согласования и финансирования работ по содержанию, ремонту и переоборудованию 9 маяков, принадлежавших Финляндии, но в надёжной работе которых был заинтересован СССР, который  возложил на себя 50 % расходов на эти цели.

Штат маяка состоял из смотрителя с жалованием 21 000 марок в год, старшего служителя и моториста сирены  - по 14 400 марок в год, двух младших служителей – по 13 500 марок в год. Ежегодные расходы  на содержание маяка составляли около 110 000 марок.

В 1934 году представителями СССР и Финляндии принималось решение о желательности установки радиомаяка при маяке Соммерс. Представитель СССР заявил о готовности изготовить и установить радиомаяк ориентировочно за 243 000 марок. Финляндия, в свою очередь, на Стокгольмской радиомаячной конференции приняла на себя обязательство установить радиомаяк. В результате радиомаяк так и не был установлен.

За время владения островом Соммерс Финляндия построила на нём монолитные железобетонные наблюдательную вышку и здание радиостанции, в котором разместили два электрогенератора, а также деревянные жилой дом и баню. Здание радиостанции имело размер в плане 13,05 х 11,70 м, общую площадь 125 кв. м, высоту помещений 3,15 м.  Вышка сохранилась до сих пор.

1 декабря 1939 года, на следующий день после начала советско – финской войны на остров Соммерс со сторожевого корабля «Вихрь» и буксира «УК-4» был высажен десант Красной армии. Но он обнаружил, что подразделение финской армии заблаговременно покинуло остров, предварительно взорвав маяк и уничтожив радиостанцию. Десант вернулся на корабли. На следующий день опытовое судно «Связист» доставило на остров гидрографов с вооружённым пулемётами боевым охранением. В конце декабря 1939 года в Извещениях мореплавателям ГС БФ № 62 и № 65 было объявлено, что маяк Соммерс разрушен и упразднён, а «на  разрушенных стенах маяка Соммерс установлен огонь». Огонь был белый, круговой, имел 20 проблесков в минуту. Его дальность видимости была 13,6 мили – 25 км. Сирену в действие не вводили.

На основании Московского мирного договора между СССР и Финляндией, подписанного 12 марта 1940 года, остров Соммерс стал принадлежать СССР.   

После начала Великой отечественной войны гарнизон острова Соммерс был снят   2 декабря 1941 года одновременно с эвакуацией гарнизона военно-морской базы Ханко. Финская армия заняла остров только 19 января 1942 года.

8 июля 1942 года была предпринята трагическая попытка высадить на остров Соммерс десант сил Балтийского флота в количестве 256 человек с 10 пулемётами в первом броске с четырёх сторожевых и семи торпедных катеров.

Остров Соммерс обороняла финская отдельная роты охраны побережья в составе 92 человек, которая имела 5 небольших пушек, 2 миномёта, 7 зенитных автоматов и 12 пулемётов.

При высадке из-за большого количества подводных камней катера не смогли подойти близко к берегу и  в результате утонуло более 70 десантников по нашим данным и до 200 человек по данным финнов. На следующий день из Кронштадта для усиления десанта было доставлено подкрепление – 57 автоматчиков и корабли артиллерийской поддержки. 10 июля бои закончились. По нашим данным на суше и на кораблях погибло и утонуло 359 человек, 63 были ранены и доставлены в Кронштадт. По данным финнов погибло в боях  128 человек, взято в плен 149 человек. Финны и пришедшие к ним на помощь немцы потопили 7 торпедных и 1 сторожевой советские катера. Сбили 4 советских самолёта. Финны потеряли 21 человека убитыми и 69 – ранеными, включая 6 человек команды катера Германии.

Остров был занят войсками СССР в сентябре 1944 года после подписания  19 сентября 1944 года Московского перемирия, завершившего войну СССР и Финляндии. Парижским мирным договором с Финляндией,  подписанным 10 февраля 1947 года было подтверждено, что  остров Соммерс принадлежит СССР.

Об установке вновь навигационного огня на острове Соммерс на наблюдательной вышке на расстоянии 8 м от башни строящегося маяка было объявлено 9 октября 1945 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 321.Это был красный огонь с 15 проблесками в минуту и с дальностью видимости 5 миль – 9 км. Строительство башни маяка, учитывая его крайнюю необходимость для разминирования акватории залива и возобновления торгового мореплавания, было начато сразу по окончании войны.

30 ноября 1945 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 393 было объявлено о переносе навигационного огня на вновь построенную 4-гранную стальную пирамидальную решетчатую башню высотой 35 м, установленную на высоте 16,2 м над уровнем моря. Верхняя половина башни для улучшения её дневной видимости уже тогда была обшита досками с просветами. Башня построена на месте ранее существовавшего маяка. Эта башня с периодически меняющимися светооптическими аппаратами является маяком до сих пор. В скале, на которой стоят маяк и наблюдательная вышка, во время войны была сделано вчерне  помещение, которое не используется до сих пор.

9 июня 1946 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № было объявлено об изменении огня. Он стал белым, по-прежнему с 15 проблесками в минуту, но дальность его видимости увеличили до 12 миль – 22 км.

В  1948 году на маяке Соммерс заменили светооптический аппарат и установили марки ЭМ-500, выпущенный заводом № 708, г. Казань, с прожекторной электролампой производства США мощностью 500 вт. Огонь был белый затмевающийся с характеристикой: свет 3 сек + тёмн. 3 сек – период 6 сек, 10 проблесков в минуту. Сейчас такой огонь называется «изофазный». Его дальность видимости стала 20 миль – 37 км. Электропитание маяка осуществлялось от двух зарядных бензоэлектроагрегатов марки АЛ-6 постоянного тока мощностью по 3 квт каждый. Эти агрегаты были установлены в монолитном железобетонном здании радиостанции, построенном финнами в период с 1920 по 1944 год для радиостанции поста наблюдения. Для создания заданной характеристики огня в том же здании был установлен кодовый электромаяк, изготовленный Штурманскими мастерскими в г. Ломоносове. Между зарядными агрегатами и светооптическим аппаратом была установлена батарея аккумуляторов, состоявшая из семи аккумуляторов с напряжением по 2 в марки ЭТМ-250 и восьми аккумуляторов по 12 в марки 6-СТЭ-128.

В период с 1920 по 1944 год финнами на острове Соммерс были построены ещё деревянные жилой дом и баня, которые сохранились после войны. Сохранились после  войны и построенные до 1917 года каменные жилой дом, ледник и кладовая. Сохранились также  каменная и ряжевая пристани в Северной бухте и пристань в Западной бухте. Построенные до 1917 года кирпичные здания сирены, жилой дом мотористов, кладовая керосина для сирены и второй жилой дом служителей маяка были разрушены.

Войсковой частью 40070, г. Таллинн, Строительного управления Балтийского флота в 1951 году были продолжены работы по восстановлению маяка Соммерс. Были построены и в октябре 1952 года приняты в эксплуатацию два 2-квартирных кирпичных жилых дома. Работами руководили инженер-майор Сергиенко и прораб Романов. Размер каждого  дома в плане 18,60 х 8,62 м, общая площадь  107 кв. м и высота помещений 2,80 м. Отопление было печное, освещение электрическое, канализации не было. Воду брали из двух колодцев с бетонной обделкой. Вода была на глубине 4 м от поверхности.

Для размещения оборудования маяка, радиомаяка, наутофона и дизель-электрических агрегатов было построено по типовому проекту шифр ТГ-51-1 и в октябре 1953 года принято в эксплуатацию кирпичное маячное техническое здание. Проект был разработан Государственным проектным институтом № 1 ВМФ. Главный инженер проекта Голубев.   Работами руководили инженер-подполковник Городков и прораб Романов. Здание имело размер в плане 17,00 х 17,00 м, общую площадь 268 кв. м и высоту помещений 3,00 м. В центре здания на втором этаже было помещение для водяных баков, перекрытое пирамидальным куполом со шпилем – молниеприёмником.

19 декабря 1953 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 448 было объявлено об установке при маяке Соммерс наутофона марки 3/Р5 производства ГДР. Для излучателей наутофона была установлена стальная решетчатая пирамидальная башня высотой 9 м. Наутофон подавал звуковые сигналы во время тумана при дальности видимости менее 3 миль – 5,5 км. Этот наутофон работал до 1966 года, когда он выработал свой ресурс и был  заменён новым.

В 1953 году при маяке Соммерс был установлен створный радиомаяк марки     СРМ-250. Он работал по запросам до  1977 года, когда его заменил радиомаяк марки АНРМ-50.

В 1966 году был установлен новый наутофон марки LIEJ (Швеция), об упразднении которого было объявлено только 24 января 1989 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 54.

31 октября 1976  года в 07.10 утра рефрижераторный теплоход «Кура» Латвийского морского пароходства валовой вместимостью 4084 т в результате ошибки вахты при благоприятных погодных условиях и скорости хода 17,5 узлов встал на скалистую отмель непосредственно к востоку от скалы Малый Соммерс в 8 кабельтовых – 1,5 км к востоку от восточной оконечности острова Соммерс.  Судно должно было доставить на Кубу 2456 т продовольствия. Корпус судна получил тяжёлые повреждения. В ходе спасательных работ с судна было снято более 2000 т груза. Начавшиеся шторма сделали невозможными завершение разгрузки судна и его спасение. Оно и сейчас лежит на месте крушения с частями корпуса над водой.

В 1977 году на верхней площадке маяка был установлен новый автоматический светооптический аппарат марки АСА-500 с фонарём. Характеристика белого огня изменилась – он стал изофазным: свет 3 сек +  тёмн. 3 сек – период 6 сек, 10 проблесков в минуту. Дальность видимости огня осталась прежней – 20 миль – 37 км.

На западном входном мысе Северной бухты установлен светящий навигационный знак Соммерс Северный. Его штатный номер 900. Впервые об установке этого знака было объявлено 5 июня 1956 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 218 часть I. Знак представлял собой 4-гранную пирамидальную деревянную обшитую досками башню высотой 2 м с зелёным проблесковым огнём с дальностью видимости 2 мили – 3,5 км. Рядом установлена будка. В 1967 году вместо  деревянной установили  стальную башня такого же вида и высоты.

На восточном входном мысе Северной бухты персоналом маяка установлен несветящий навигационный знак Соммерс. Его штатный номер 897. Знак был установлен в 1952 году. Он представлял собой 3-гранную каменную пирамиду – гурий высотой 2 м.

Начальниками маяка были: в 1953 году – главный старшина Воеводин, в 1980 году – Микрюков.

Маяк Соммерс находится в ведении Гидрографической службы Балтийского флота.

 

Ю.Шухин

19 марта 2020 года

 

 

 

Знак Соммерс Северный

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида