Сескар, маяк

 

 

 

 

 

Маяк Сескар

Историко – техническая справка

 

Маяк Сескар установлен на северо – западном мысе острова Сескар, расположенного в восточной части Финского залива Балтийского моря.

Географические координаты маяка Сескар:

долгота 60° 02,1ʹ N , широта 28° 21,9ʹ E

Штатный номер маяка Сескар  по книге «Огни и знаки Балтийского моря № 2201» издания 2009 год – 1521. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – С 3968.

Маяк Сескар обеспечивает плавание по Большому Корабельному фарватеру, который ведёт с моря до Кронштадтского Корабельного фарватера.

Остров Сескар низкий, песчаный и поросший лесом. Его длина в направлении NW - SO – 2 ¼ мили – около 4 км, наибольшая ширина – около 1 мили – 1,8 км. Площадь острова 4,16 кв. км. На мысе, где установлен маяк, леса нет. С юга  в секторе от 150° до 195° маяк закрыт лесом и не виден. Но на юго-восточной оконечности острова -  мысе Пен-Хета-Стор установлен светящий навигационный знак, носящий то же название. При подходе к острову с востока вначале открывается башня маяка, а только позднее становятся видны лесистые очертания самого острова.  Восточный берег острова окаймлён широким песчаным пляжем. В расстоянии около 2 мили – 3,5 км от берега находится якорное место для стоянки судов при западных ветрах. Западный берег острова сильно изрезан, в него вдаётся несколько небольших бухточек. Он окаймлён каменистой отмелью шириной около 2,5 мили – 4,5 км. На отмели лежит множество мелких островков, надводных и подводных камней, из которых самыми крупными являются островок Кокор и камни Кокрунки.  На них по необходимости устанавливали несветящие знаки.

Остров Сескар входит в Кингисеппский район Ленинградской области. От маяка до Кронштадта 44 мили – 82 км. Ближайший от маяка населённый пункт – деревня Ручьи, расположенная на восточном берегу Лужской губы южнее мыса Колганпя. От маяка до неё морем 18 миль – 33 км.

Полагают, что шведское название острова Seitskär происходит от sjö (sö) – «морской» и  skär (skjaer) – «скалистый островок», что можно принять как «Морской остров». Финское название  Seiskari,  возможно, произошло от преобразованного seitsen – «семи» и   kari – «риф, подводный камень» и его можно принять как «Семь камней».

Маяк Сескар – собранная из чугунных плит коническая башня высотой от фундамента  25,00 м, на  верхней площадке которой установлено фонарное сооружение для светооптического аппарата высотой 6,80 м. Общая высота маяка от фундамента  до верха дефлектора 31,80 м. Высота огня маяка над уровнем моря 30,90 м. Маяк установлен в расстоянии 100 м от береговой черты на высоте 2,50 м над уровнем моря. Верхняя половина башни красная, нижняя - белая. У основания башни накрашена красная горизонтальная полоса высотой около 1,50 м.

При маяке расположен маячный городок, предназначенный  для обеспечения его работы  и проживания работников маяка.

От маяка Сескар: до маяка Нерва – 17,6 мили – 32,6 км, до маяка Мощный – 16,1 мили – 30 км, до светящего знака на острове Малый – 10,6 мили – 19,6 км, до светящего знака на рифе Островной  (ранее камни Хайлода) -  12,9 мили – 24 км, до маяка Шепелёвский – 23 мили – 43 км, до маяка Стирсудден – 22 мили – 41 км.

Остров Сескар был заселён уже в период владения им Швецией. На нём издавна существовал маяк. По Ништадтскому мирному договору между Россией и Швецией, подписанному 10 сентября (30 августа) 1721 года и завершившем Северную войну 1700 – 1721 годов, остров Сескар в числе других островов  восточной части Финского залива отошёл к России. Существовавшие в то время маяки на отошедших России землях Прибалтики: на островах Сескар, Даго, Руно, Эзель, а также в Риге, Пернове, Нарве, Домеснесе принадлежали шведскому генерал-адмиралу Вахтмайстеру. Только маяк на острове Сескар был сразу изъят из его владения. Остальные маяки принадлежали его наследникам до начала XIX века.

Пётр I уже в 1718 году, до окончания войны  даровал острова Гогланд, Сескар, Лавенсари, Большой и Малый Тютерс за усердие своему придворному шуту, а по совместительству и собеседнику по части богословия, португальцу, потомку маранов – североафриканских евреев, принявших христианство, Ягану Д’ Коста или Яну Лакоста (1665 – 1740), который в 1717 году принял православие и стал Петром Дорофеевичем. В 1723 году по инициативе «светлейшего князя» Александра Даниловича Меншикова (1673 – 1729) Д’ Коста был сослан на Урал за связь с осуждённым вице-канцлером Петром Павловичем Шафировым (1669 – 1739). Был возвращён ко двору императрицей Анной Иоановной (1693 – 1740, правила 1730 – 1740).

Впервые русский маяк на острове Сескар упоминается в сообщении президента Адмиралтейств – Коллегии генерал-адмирала графа Фёдора Матвеевича Апраксина (1661 – 1728) от 9 августа (29 июля) 1723 года об устном приказании Петра I содержать огонь на Сескаре.

В определении Адмиралтейств – Коллегии от 10 августа (30 июля) 1724 года записано: «На Сескаре сделать бакан и к нему подлежащие инструменты: канфоры, росторы, решётки и другие потребные к тому инструменты отправлять от конторы Адмиралтейской  против прошлогоднего». Хотя изображения маяка Сескар того времени не найдено, можно полагать, что он представлял собой выложенное из камня возвышение, на котором была установлена «канфора», она же «таган» - металлическая решетчатая чаша для сжигания дров и угля. Огонь горевшего топлива и был маячным огнём.

30 (19) августа 1724 года Адмиралтейств – Коллегия отменила «жжение огня» на Горивалдае – ныне Шепелёвский маяк – и приказала припасы оттуда передать на Гогланд и Сескар, а также «…для смотрения и содержания огня отправить на Сескар вместо мужиков двух человек матросов».

В 1724 году в Петербурге, Кронштадте, Ревеле и Нарве были вывешены «публикации» с предложением взять «на аренду» содержание огней на Гогланде и Сескаре, но желающие не объявились.

Назначенный в 1726 году, в соответствии с замыслом Петра I и по предложению вице-адмирала Петра Ивановича Сиверса (1674 – 1740), для общего наблюдения за маяками капитан Гове представил в том же году через Кронштадтскую контору над портом в Адмиралтейств – Коллегию проект маяка на острове Сескар взамен прежнего ветхого. Осенью 1727 года П.И.Сиверс доложил в Адмиралтейств – Коллегию, что маяк «…большой водой подмыло и каменья все отвалились, чего для камфору содержать невозможно» и им распоряжено рубить новый деревянный маяк. Адмиралтейств – Коллегия постановила: «Оное доношение отдать в повытье  (в подразделение, хранящее дела и бумаги), а к нему Сиврсу ответствовать, что оное (распоряжение Сиверса) приемлется за благо».

В 1728 году капитан Гове доложил в Адмиралтейств коллегию, опять же через Кронштадтскую контору над портом, что из-за тяжёлых сборов и употребления в работы «мызником Дакостою», владевшим землями на островах Сескар и Гогланд, большая часть крестьян, живших на этих островах, разбежалась, отчего «…для прохода военных и купецких кораблей дрова заготавливать некем». Адмиралтейств – Коллегия просила Сенат отдать обитателей этих островов в ведение Адмиралтейства, а «мызнику Дакосте» дать взамен земли в другом месте или как-либо вознаградить. Сведений о решении вопроса нет, но можно предположить, что, поскольку эти земли дарились без прав наследования, после смерти «мызника Дакосты» в 1740 году остров Сескар отошёл в казну.

Справка. Мыза в Ингерманландии – отдельно стоящая помещичья усадьба  с хозяйством, поместье. Служила основой административно – территориального деления. Мызник – владелец мызы.

В 1736 году ночью на рифах у острова Сескар потерпел крушение английский корабль. Причиной было признано плохое освещение маяка. Адмиралтейств – Коллегия приняла решение с  1737 года назначать смотрителями маяков штурманских офицеров, а маячными служителями – матросов. Они находились на маяке в период навигации, по окончании которой возвращались в Кронштадт, где участвовали в разоружении кораблей на зиму. На маяке оставались только караульные.

В 1755 году по поручению Адмиралтейств – Коллегии командиры лоц – галиотов – гидрографических судов того времени  - обследовали Сескарский маяк и доложили, что он находится в «невозможном состоянии» даже для ремонта. Он представлял собой деревянное сооружение высотой в 12 футов – 3,66 м из мелкого леса и имел наверху «канфор»  в 6 футов – 1,83 м. Адмиралтейств – Коллегия приказала Кронштадтской конторе над портом вместо старого маяка построить новый деревянный маяк высотой 20 футов – 6,10 м.

В 1759 году вице-адмирал Вильям Фомич Люис (Лювис) предложил устроить  на Сескарском и Гогландском маяках большие фонари «…о четырёх дверях, дабы с которой стороны ветер, дождь и слякоть, то бы с другой  стороны от ветру в фонарях огни поправлять было удобно, отчего огонь будет гореть исправнее», так как при прежнем способе освещения, когда дрова горели на открытом воздухе, последние часто гасли от ветра и дождя, «…отчего флоту Его Императорского Величества бывает опасность, а купецким кораблям и коммерции помешательство».

В 1767 году на острове была построена кирха (церковь) -  каменная, 6-угольная в плане, размером в поперечнике около 9 метров, крытая гонтом. Новая церковь длиной 21,3 м, шириной 12,7 м и высотой 8,5 м была построена в 1878 году. В 1906 году к ней были пристроены колокольня и ризница. Сейчас их нет. На острове к 1939 году было три рыбацкие деревни.

В 1786 году на острове за счёт таможенных доходов построили карантинный дом для содержания экипажей судов в целях предупреждения завоза в Россию инфекционных болезней.

Во время русско – шведской войны 1788 – 1790 года на острове размещался военно - морской лазарет, куда раненых моряков с кораблей доставляло госпитальное судно «Холмогоры».   

В 1794 году около острова потерпело крушение судно «Маргарита», которое шло с грузом леса из Кронштадта в Ревель. Экипаж судна был спасён жителями острова.

Для освещения маяка на острове Сескар  ежегодно расходовалось 100 саженей – 970 куб. метров дров и 2 400 пудов – 40 тонн «ньюкастельского», то есть из Ньюкасла (Англия), каменного угля, который жгли только в бурную погоду.

Руководитель Балтийской гидрографической экспедиции капитан – командор Гавриил Андреевич Сарычев (1763 – 1831) в октябре 1802 года докладывал в Адмиралтейств – Коллегию, что маяк на острове Сескар деревянный высотой 42 фута – 12,80 м построен на деревянных столбах. На средине верхней открытой площадки маяка на тагане при тихих ветрах жгут дрова, при бурных – уголь. Башня маяка ветхая.   Маяк установлен на северо – западном мысе острова и не на самом возвышенном месте. Высота маяка почти равна высоте растущего посредине острова леса, отчего он плохо приметен с моря. Г.А.Сарычев предлагал «…сделать его несколько возвышеннее и установить на северо – восточном конце острова, где ему нужнее быть, ибо на полторы версты против старого будет он ближе к оконечности самого опасного рифа, простирающегося к северо – западу от упомянутого мыса на 6 вёрст – 6,4 км». Для постройки он предлагал использовать местный камень – гранитные булыжник и валуны. Освещать маяк  предложил жидким топливом – растительным маслом.

В 1802 году Адмиралтейский департамент занялся обеспечением мореплавания в Финском заливе средствами навигационного оборудования и поручил капитану 2 ранга Леонтию Васильевичу Спафарьеву  (1765 – 1847) составить план строительства новых и перестройки действующих маяков. В 1805 году представленный Л.В.Спафарьевым план был обсуждён, одобрен и на него же была возложена реализация этого плана, с чем он отлично справился.       

Этим планом предусматривалась установка на острове Сескар маяка с катоптрическим (отражательным) аппаратом. Под его руководством Кронштадтской конторой поправления портов был составлен проект каменного Сескарского маяка, который был рассмотрен, исправлен и дополнен главным архитектором Морского министерства, завершившим создание в нынешнем виде  здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, выдающимся русским архитектором Андрияном Дмитриевичем Захаровым (1761 – 1811).

В 1807 году Л.В.Спафарьев был назначен директором маяков. Составленные Л.В.Спафарьевым проект и смета на строительство маяка были утверждены 8 июня (27 мая) 1807 года. В том же году под руководством Л.В.Спафарьева маяк был построен, а в 1808 году освещён и открыл действие.

Белая коническая башня маяка была установлена на северо – западной оконечности острова на высоте 8 футов – 2,50 м над уровнем моря. Она была  сложена из местного камня – из гранитного булыжника. Фундамент башни был сложен из гранитных тёсанных плит. Маяк имел высоту от основания 87 ½ футов – 26,70 м. На верхней площадке было установлено фонарное сооружение, в котором был установлен отражательный (катоптрический) аппарат, состоявший из  17 ламп с рефлекторами.  Постоянный белый («обыкновенный») огонь маяка освещал весь горизонт, за исключением южного берегового сектора от SW 15º  до SO 30º. Огонь был установлен на высоте 88 футов – 26,85 м над уровнем моря. Маяк освещался сурепным и конопляным маслами.

26 (14) мая 1807 года в Тильзьте (Восточная Пруссия) – ныне Советск (Калининградская область) император Александр I (1877 – 1825) по докладу Морского министра адмирала Павла Васильевича Чичагова (1767 – 1849) утвердил

 «Штат при Сескарском маяке

Смотритель – чиновник 12 класса (губернский секретарь) – 1 человек, жалование 300 рублей в год

его денщик – 1 человек, жалование 6 рублей 30 коп в год

служителей – 5 человек с жалованием по 36 рублей в год, всего 180 рубля

на освещение маяка – 36 рефлекторов по 35 рублей, всего 1260 рублей

на ремонт маяка – 150 рублей

отопление и освещение домов при маяке – 200 рублей

Всего на содержание маяка в год  - 2 096 рублей 30 копеек».

В ноябре 1840 года у острова затонуло английское судно «Гуноп» с грузом индиго и сандалового дерева. Британский Ллойд не смог организовать спасение ценного груза. В январе 1841 года кронштадтский купец Василий Недоносков с помощью придуманных им приспособлений без водолазов сумел поднять почти весь груз с потерпевшего крушение судна. Для работ он привлёк около 350 человек местных жителей.

Каменная башня маяка простояла до 1854 года, когда была разобрана из-за разрушения кладки.

В журнале «Морской сборник» за февраль 1854 года № 2 том XI было опубликовано сообщение от Гидрографического департамента Морского министерства: «К сведению мореплавателей сим объявляется, что по неблагонадёжности старого каменного маяка на острове Сескар в Финском заливе огни его до постройки на том же месте нового маяка будут перенесены с открытия навигации 1854 года на временный деревянный маяк на столбах, построенный ныне в 35 саженях – 75 м к юго-востоку от старого маяка».

Что и было сделано. Но башня простояла не долго. В 1855 году в ходе Крымской войны англо – французская эскадра под командованием вице-адмиралов Чарльза Непира и Марка – Антуана Персиваль – Дешена разрушила временный маяк на острове Сескар. Сразу после ухода эскадры из Балтийского моря и окончания Крымской войны временный деревянный маяк был восстановлен в прежнем виде и  освещён 13 (01) августа 1856 года.

В августе 1856 года по «Отчёту директора Гидрографического департамента и директора Балтийских маяков и лоции» управляющий флотом и Морским министерством адмирал великий князь Константин Николаевич (1827 – 1892) установил последовательность реализации предложений директоров «по мере важности для обеспечения мореплавателей», в том числе: «п. 4. На Сескаре вместо предполагаемой каменной башни маяка построить железную и осветить прибором Френеля 2 разряда с мелькающим огнём, а до исполнения этого освещать нынешний временный маяк по-прежнему». Следует принять во внимание возраст командующего Российским военным флотом – ему было всего 29 лет. Но он имел уже опыт службы и командования боевыми кораблями.

В конце 1856 года по указанию великого князя Константина Николаевича была заказана в Англии чугунная башня для маяка Сескар. Нужно учесть, что Парижский трактат, который ознаменовал окончание Крымской войны и подвёл её итоги, был подписан Россией, Англией, Францией и другими странами участвовавшими в войне, только 30 (18) марта того же 1856 года. В 1857 году  были заказаны фонарное сооружение и осветительный аппарат.

В заказе были поставлены условия исполнения: все части башни, фонарного сооружения и аппарата  фирма должна была поставить из Англии на остров Сескар к 1 июля 1858 года, выгрузку с судна произвести в течении от 7 до 10 дней, к установке башни приступить не позднее, чем через неделю по приходе судна и окончить все работы в течении двух месяцев. Предполагалось осветить маяк 1 сентября 1858 года.

Устройство гранитного цоколя на фундаменте прежнего разобранного каменного маяка, постройка временной пристани на ряжах для выгрузки всех частей маяка и другие вспомогательные работы производились за счёт казны под непосредственным наблюдением Дирекции маяков.

Сборку всех конструкций и деталей на готовом фундаменте обязан был выполнить заводчик своими мастеровыми и инструментом под надзором главного распорядителя с уплатой за всё это сверх оптовой суммы:

- за башню – 3 090 фунтов стерлингов

- за фонарь с аппаратом – 1 200 фунтов стерлингов

- жалование мастеровым – по 25 фунтов стерлингов в месяц каждому

- жалование главному распорядителю работ – 40 фунтов стерлингов в месяц

- особые путевые деньги для проезда главного распорядителя работ и мастеровых в Россию и обратно.

До этого в России чугунные маяки не строили. В мировой практике чугунные маяки начал строить в 1841 году английский инженер Александр Гордон.  На острове Барбадос находится первый в мире изготовленный фирмой «Г. и  М. Д. Гриссель», спроектированный и построенный А. Гордоном  носящий его имя чугунный маяк South Point Lighthouse с высотой ствола башни 82 фута 6 дюймов – 25,15 метра. Для маяка Сескар башня маяка системы  А. Гордона высотой 82 фута – 25,0 м была заказана на железоделательном (железоплавильном) заводе фирмы «Г. и  М. Д. Гриссель», располагавшемся в пригороде Лондона, городке Хокстон, который сейчас является частью Ист-Энда, Восточный Лондон, находящемся на берегу канала Риджентс или Регента.  Фонарное сооружение и осветительный аппарат были заказаны этой же фирме. Фонарное сооружение фирма изготовила сама.  

Диоптрический осветительный аппарат системы Френеля фирма заказала стекольному заводу фирмы «Чанс» близь Бирмингема в той же Англии. В России таких аппаратов не было – она их не делала и закупать за границей до 1856 года не хотела.

Описание конструкции чугунного маяка на Барбадосе было опубликовано в журнале «Морской сборник» за июнь 1851 года стр. 501 – 507. Описание проходившего контрольную сборку   маяка для установки на острове Сескар было опубликовано  в том же журнале № 7 за июль 1858 года стр. 84 - 89.  Это был перевод статьи из английского журнала «Illustr. London News». Вот её текст с некоторыми сокращениями и уточнениям.

«На этой неделе мы имели удовольствие осматривать железный маяк, только что изготовленный фирмою  Г. и М. Д. Гриссель и временно собранный на дворе их железоделательного завода в Хокстоне на берегу Регентова канала. Этот маяк назначен к сооружению  на острове Сескар в Финском заливе и заказан год тому назад Его Императорским Высочеством, Великим Князем Генерал-Адмиралом, заботливо следящим за всякого рода полезными нововведениями. Маяк имеет вид почти цилиндрический, к верху несколько суживающийся. Он состоит из 100 чугунных плит, из которых 10 занимают высоту и такое же количество идёт на образование окружности.

Маяк имеет в высоту 82 фута – 25,00 м, в диаметре у основания 20 футов – 6,10 м, а у вершины 12 футов – 3,65 м. Вершину окружает галерея, выдающаяся наружу на 3 фута – 0,92 м  и поддерживаемая красивыми кронштейнами. Толщина чугунных плит башни от   1 ¼ дюйма - 3,2 см  до  7/8  дюйма – 2,2 см. На внутренней стороне плит сделаны закраины, выравненные и приведённые строгательной машиной к одному размеру.  Плиты соединяют вместе более двух тысяч больших болтов. Сквозь центр маяка от основания до вершины  проходит труба диаметром 18 дюймов – 46 см  для поддерживания лестничных площадок и диоптрического аппарата. Внутри трубы опускается гиря, которая приводит в движение  осветительный снаряд, производящий проблески.

В маяке сделано пять железных лестничных площадок, поддерживаемых  железными балками, которые опираются   на внутренние закраины плит и центральную трубу. Между лестничными площадками устроена красивой работы спиральная лестница.

Освещающие внутреннее помещение башни небольшие окна с зеркальными стёклами снабжены остроумным приспособлением, посредством которого их держат закрытыми или открывают под каким угодно углом – и в том и другом случае так надёжно, что окна и в самый крепкий ветер сохраняют данное им положение.

На вершине башни установлен 12-сторонний фонарь (фонарное сооружение), основание которого состоит из чугунных плит. Оконный переплёт у фонаря изготовлен из  артиллерийского металла, или орудийной бронзы, – сплава 90 – 92 % меди и 10 – 8 % олова. Остекление 3-ярусное. В переплёт вставлено 30 больших зеркальных стёкол. 12-гранное фонарное сооружение имеет штормовое остекление только  десяти граней. Две грани, обращённые в сторону острова, заглушены щитами. Стёкла плоские, прямоугольные. Ширина всех стёкол одинаковая - 905 мм.  Высота стёкол верхнего яруса 1030 мм, среднего яруса – 765 мм, нижнего яруса – 747 мм. Толщина стёкол полдюйма – 13 мм.

Над фонарём устроена крыша из известных по употреблению в различных публичных зданиях в Англии патентованных волокнистых плит, которые поддерживают стропила из гальванизированного полосового железа. Патентованные волокнистые плиты (асбоцементные) представляют большую выгоду в отношении безопасности от огня и неизменяемости при самой крайней степени стужи или жары. Крыша обшита сверху листовой медью. Под крышей находится потолок из гальванизированного железа.

На вершине крыши установлен особого устройства колпак, над которым возвышается стрела, образующая флюгер немалых размеров. Колпак состоит из большого пустого медного шара, имеющего внизу отверстие, в которое входит труба, снабжающая воздухом маячный огонь. На внешней поверхности шара, на стороне, находящейся непосредственно под пером стрелы, прорезано множество 4-угольных  отверстий, которые, приходясь под самое перо стрелы, бывают всегда защищены от ветра.    Поэтому ветер, дуя в противоположном направлении, не попадает в них, а, напротив, своим движением разряжает в шаре атмосферу, из-за чего   нагреваемый в фонаре воздух устремляется в шар и уносится ветром. Таким образом помещение фонаря сохраняется в постоянном прохладном состоянии и вместе с тем устраивается тяга по направлению вниз и не может произойти колебание пламени, которое наблюдают в дурно проветриваемых фонарных помещениях.

Как маяк, так и фонарное сооружение  ярко-красного цвета, что лучше способствует  к усмотрению оных в пасмурную туманную погоду.

Внутренняя часть фонаря обвешивается в продолжении дня толстыми полотняными занавесами для устранения солнечных лучей. Эта предосторожность необходима, так как солнечные лучи попадая в фокусы линз, образующих поворотную часть аппарата, расплавляли бы медные части фонаря. Ниже стёкол внутри фонаря устроена красивая галерея для того, чтобы можно было иметь доступ ко всем частям и производить их чистку.   

Осветительный аппарат, который назван, как было принято в то время, – осветительный снаряд, устроенный по диоптрической системе Френеля, изготовлен по заказу  г. Грисселя на стеклянном заводе Чанса близь Бирмингема.

Вращавшаяся оптическая система 2 разряда имела высоту от роульсов – бронзовых роликов, на которых она перемещалась по круговой направляющей, до верха 3500 мм, диаметр аппарата  1650 мм, фокусное расстояние 700 мм. Вес аппарата был около 1600 кг.  По этой системе одной лампы, установленной в фокусе прибора, достаточно для того, чтобы проливать яркий поток света по всему горизонту. Огонь, о котором идёт речь, принадлежал к разряду вращающихся. Он показывал один проблеск через каждые полминуты.

Средний пояс оптической системы – «тамбур» состоял из 12 полизональных линз - филёнок. Все попадающие на линзу лучи света передавались  одним пучком параллельных между собой лучей. Вследствие этого при вращении аппарата появлялся беспрерывный ряд проблесков. Скорость появления проблесков давала мореплавателю  возможность различать вращающиеся огни.

Лучи из лампы, идущие выше  этого пояса, попадали на 17 катодиоптрических горизонтальных кругообразных призм «купола», а ниже этого пояса – на 7 диоптрических горизонтальных кругообразных  призм «основания». Эти призмы отражали и преломляли падающие на них лучи лампы и испускали лучи параллельные лучам линз среднего пояса. От  частей аппарата, носящих названия «купол» и «основание», исходил постоянный  свет маяка.

Лампа, установленная в аппарате, имела три концентрические светильни – фитили, к которым постоянный приток масла  обеспечивал насос с приводом от часового механизма. При недостатке масла этим же механизмом приводился в действие колокольчик, который обращал внимание служителя.

Другой весьма точный и надёжный часовой механизм производил вращение всей оптической системы. Этот механизм приводился в действие грузом весом 125 кг, подвешенным на стальном тросе диаметром 6 мм и длиной 20 м. Груз перемещался в центральной  железной трубе башни. Полной заводки механизма, то есть движения груза из крайнего верхнего положения, куда его поднимал вахтенный служитель, в крайнее нижнее положение хватало на 3 часа. Оптическая система делала поворот на 60º в минуту или один полный оборот за 6 минут».

В России до того не было ни одного диоптрического осветительного маячного аппарата. Систему этих аппаратов создал в 1821 году выдающийся французский учёный  Огюстен Жан Френель (1788 – 1827). Первый аппарат был установлен им во Франции, на Кордуанском маяке в устье реки Жиронды, на походе к порту Бордо и освещён 4 августа (23 июля) 1823 года. Мореплаватели высоко оценили качества этих аппаратов. На новых и действующих маяках – в порядке замены стали устанавливать только диоптрические аппараты.

Л.В.Спафарьев увидел значительные преимущества новых аппаратов. По его распоряжению на Санкт-Петербургском стекольном заводе по лекалам, доставленным ему из Франции, была изготовлена 1/6 часть круглой линзы, которая, будучи установлена в фонаре, делала возможным освещать сектор в 60º. В январе 1827 года  новый маячный аппарат был установлен на башне здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, где в присутствии всех членов Адмиралтейского департамента с ним были произведены опыты. Результаты были удовлетворительны и было признано принять этот способ освещения для маяков России. Затем аппарат был отправлен в Ревель, где хранился при Дирекции маяков и лоции до 1858 года. Новые аппараты не делали, ссылаясь на финансовые затруднения.

В 1844 году Морское министерство получило через Министерство финансов от французского фабриканта френелевских осветительных  аппаратов   Франсуа уведомление в том, что «…на бывшей в 1844 году в Париже Мануфактурной выставке катодиоптрический аппарат по системе Френеля удостоен золотой медали. Эти аппараты используются не только во Франции, но и в Англии, Шотландии, Пруссии, Швеции, Норвегии и т.д.». Франсуа предлагал свои услуги для введения в России нового способа освещения маяков. В это время в Европе уже 210 маяков имели новые аппараты, в том числе во Франции – 112 и в Швеции – 14. Только две крупные страны не имели маяков с новым способом освещения – Россия и Соединённые Штаты.

На это предложение по поручению Морского министерства ответил Гидрографический департамент: «В настоящее время русское Адмиралтейство не имеет намерения ни строить новые маяки, ни изменять в них существующую систему». Следует отметить, что директором Гидрографического департамента с 1837 по 1854 год был Александр Григорьевич Вилламинов (1798 – 1870), который  до того служил в чине полковника в гвардейском  генштабе, где, естественно, занимался саблями, ружьями, конями и боевыми действиям на поле боя, а был переведён на новую должность в чине генерал-лейтенант Корпуса флотских штурманов и стал заниматься компасами, маяками,  кораблями и мореплаванием. Это один из перлов кадровой политики Николая I.

С внедрением диоптрических аппаратов на маяках России были и могли быть ещё проволочки, конец которым положило решение  великого князя Константина Николаевича.

Все части чугунного маяка были доставлены к острову Сескар  18 (06) июля 1858  года. Но выгрузить их на остров не смогли из-за неблагоприятной погоды. Выгрузили всё в Кронштадтской гавани, а оттуда до 5 августа (24 июля) доставили на остров и в тот же день приступили к установке. Работа продолжалась 2 месяца и 5 октября (23 сентября) 1858 года маяк был освещён и принят в Дирекцию маяков и лоции. Огонь маяка был белый постоянный, на фоне которого через 25 сек возникал также белый яркий проблеск продолжительностью 5 сек.

Управляющий Строительным департаментом Морского министерства инженер-генерал – майор Роде в отчёте за 1858 год докладывал: «Несмотря на некоторые затруднения Сескарский маяк был закончен в назначенный срок и к этому заводчик побуждался включённым Строительным департаментом Морского министерства в контракт  штрафом по 7 фунтов стерлингов – 45 рублей за каждый просроченный день.

По окончании всех работ на острове Сескар учреждённая по распоряжению Строительного департамента особая комиссия для освидетельствования произведённых работ донесла, что сборка, отливка и выковка частей маяка произведена прочно и чисто, но при этом оказалось:

- на утверждённом чертеже высота фонарного сооружения от верхней оконечности башни до карниза 10 ¼  фута – 3,15 м, а в действительности 8 ½ футов – 2,60 м;

- по чертежу крыше фонарного сооружения полагалось дать вид купола с загнутыми вверх концами, с шаром и шпилькою, поставленной на шейке, а сделана крыша в виде 12-сторонней пирамиды, которая при пересечении своих сторон по рёбрам покрыта медными выпуклыми желобками, на верху кровли поставлен шар на шейке, служащей отводом для газов, отделяющихся при горении лампы, и для тяги воздуха. Наверху шара поставлена шпилька со стрелкою, показывающею направление ветра;

- крышу со стропилами с внутренней стороны заводчик полагал подшить листовым оцинкованным железом, но работа эта отменена для  предупреждения образования капель воды во время холодов от промерзания железа, которые могли при падении попадать в лампу и тушить огонь.

В прочем, эти отступления от чертежа не отнимают достоинства у маяка, который найден комиссией во всех частях удовлетворительным».

Над входом в башню была установлена чугунная памятная доска, на которой под гербовым орлом написано: «Первый чугунный маяк в России поставлен в 1858 году на острове Сескар в царствование Государя Императора Александра  II и бытность генерал-адмиралом Государя  Великого Князя Константина Николаевича при управляющих Морским министерством вице-адмирале Метлине, Строительным департаментом инженер-генерал-майоре Роде и директоре Балтийских маяков генерал-лейтенанте бароне Врангеле».

В Отчёте директора Гидрографического департамента за 1858 год сообщается: «Для испытания относительной яркости света в ночь на  6 октября (24 сентября) были зажжены новый маяк с френелевским аппаратом и временный, находящийся возле первого, со старой системой освещения о 17 рефлекторах. Комиссия на клипере «Разбойник» нашла, что дальность освещения маяка (при наблюдении)  с высоты 9 футов – 2,75 м от поверхности моря  - 15 итальянских миль – 28 км, а далее этого расстояния постоянный свет прекращается, но проблески были ещё видны за 16,5 мили – 30,5 км. Причём постоянный свет был весьма ясен и, по крайней мере, вдвое сильнее света старого маяка, а проблески во много раз ярче постоянного света. По окончании этого испытания временный маяк погашен и разобран, а в 1859 году будет перевезён на остров Стеншер – ныне Вайндло, где из тех же материалов предполагается устроить маяк». Детали деревянной башни были вывезены и использованы в соответствии с замыслом.

Свет маяка наблюдался от SW 15º  до SE 30º  через N,  то есть от 195º до 150º. Башня была окрашена в красный цвет, а переплёт фонарного сооружения и его крыша – в зелёный.

При освещении маяка отмечены следующие обстоятельства:

- от зажжения лампы до момента, когда она начинает гореть ровным светом, проходит до 13 минут. Вращательная машина, производящая проблески, заводится через 2,5 часа;

- с одной светильней – цилиндрическим фитилём лампа горит 18 часов. Прибавка масла делается через такой же промежуток времени без прекращения огня и без ослабления света;

- нагар со светильни надобно снимать через каждые 3 часа. Для поправки лампы требуется от 6 до 8 минут.

При маяке были построены:  кирпичный жилой дом смотрителя маяка площадью 41 кв. м, кирпичный жилой дом служителей маяка – караульный дом  площадью 113 кв. м, кирпичное здание служб площадью 40 кв. м, деревянная баня площадью 18 кв. м  и  деревянная кладовая маячного имущества.

 В Отчёте за 1858 год управляющего Гидрографическим департаментом Морского министерства генерал – майора Семёна Ильича Зеленого (1810 – 1892) сообщается: «Об устройстве громоотвода Строительный департамент счёл обязанностью просить участия в этом деле господина академика, действительного статского советника Якоби (Борис Семёнович, Moritz Hermann von Jacobi, 1801 – 1878, немецкий и русский физик – учёный и изобретатель), который дал отзыв, что маяк этот, сделанный весь из металла до самого цоколя, может быть признан надёжным громоотводом, с тем только, чтобы крыша его и металлический переплёт фонаря были в надлежащем   металлическом сообщении с главным корпусом башни и что затем нужно только устроить на нижней части башни, не доходя до гранитного цоколя, четыре медные спуска для соединения с водой или сырой землёй. Но при этом академик Якоби нашёл необходимым испытать такое устройство громоотвода предложенным уже им способом.

Для производства этого опыта командирован был на остров Сескар Корпуса морской артиллерии кондуктор Фролов, снабжённый необходимыми для этого снарядами. Опыт этот подтвердил предположение академика Якоби, но при этом со стороны Дирекции маяков выражено было мнение, что вершина фонарного сооружения останется свободной для принятия громового удара. Так что если удар последует внутрь воздушного отверстия, то может разбить весь стеклянный аппарат и что вообще надёжнее будет устроить настоящий громоотвод над маяком. По сообщении о сём академику Якоби, он остался при своём мнении. О необходимости принятия мер для сохранения стеклянного аппарата внутри фонарного сооружения он посоветовал обратиться в Императорскую Академию наук.

Строительный департамент сообщил господину учёному секретарю статскому советнику Константину Степановичу Веселовскому все необходимые сведения и чертежи по Сескарскому маяку. Академия наук в заседании физико – математического отделения в октябре 1858 года нашла, что в устройстве особого громоотвода при этом маяке не представляется никакой надобности, ибо маячная башня, состоящая вся из чугуна, будет сама собою служить  прекрасным громоотводом, если только нижняя часть её будет находиться в хорошем сообщении с водой.

Что же касается до стеклянного осветительного аппарата, то по его нахождению внутри совершенно металлического сооружения, можно полагать, что он будет достаточно защищён от ударов молнии и что, во всяком случае, более совершенной  лучшие проводники электричества».

В Отчёте Гидрографического департамента за 1861 год отмечалось: «Маяк Сескар – лучший маяк во всех отношениях. Наружность маяка, внутреннее расположение, фонарь и аппарат такого отличного изящного устройства, что у служащих маяка невольно является желание поддержать это образцовое произведение в настоящем виде. Тем более, что содержание всего в чистоте не требует больших трудов, если только постоянно будет обращено на это внимание. Хотя здания служб и кладовые по величине и удобству нисколько не соответствуют зданию этого образцового маяка, но и они удовлетворительны и из числа лучших. На старых маяках при тяжёлой и неуклюжей постройке заметна сырость, лестницы деревянные, здания служб и кладовые тесные. На них при всём желании нельзя иметь те удобства, ту опрятность и чистоту, как на Сескаре. Однако везде видно стремление достигнуть этой цели по возможности».

В 1866 году, ссылаясь на то, что сурик, которым  была окрашена башня снаружи в красный цвет, «…очень скоро выгорает и теряет свой первоначальный цвет», башню выкрасили тёмно – коричневой краской. Фонарное сооружение и крыша остались зелёными.  

В 1875 году при маяке на северной стороне острова была устроена спасательная станция, снабжённая 6-вёсельным вельботом конструкции Форреста длиной 30 футов – 9,15 м и двумя зимними лодками. При спасательной станции находился приют.

В 1881 году маяк был переведён на освещение петролеумом – керосином вместо сурепного масла.  Расход петролеума за 10 месяцев работы маяка во время навигации был около 1200 кг или 1410 литров. Для петролеума была построена кирпичная кладовая площадью 19 кв. м.

В 1882 году перед входной дверью в башню был сделан тамбур «…с целью преградить излишнюю тягу воздуха из башни в фонарное сооружение при открывании наружной двери, влияющую на правильность горения маячного огня».

В 1889 году при маяке построили каменный ледник, каменную баню и проволочный забор. Башню вновь окрасили в красный цвет, но по низу её накрасили чёрную полосу шириной 70 см.

В 1895 году Великим Княжеством Финляндским было учреждено казённое почтовое сообщение между островом Сескар и Финляндией.

В 1902 году по распоряжению Почтово – телеграфного агентства России транспортом «Самоед» Дирекции маяков был проложен телефонный кабель между маяком Сескар и Кургальским полуостровом и открыто телефонное сообщение с Нарвой.  При маяке была установлена телефонная станция, которой заведовал смотритель маяка. На острове было 3 деревни.

Во время Гражданской войны в районе острова Сескар базировалась британская эскадра, оказывавшая помощь белогвардейским и белофинским войскам. В августе 1919 года подводная лодка «Пантера» Красного Балтийского флота, командир Александр Бахтин, потопила на рейде острова новейший английский эсминец типа V  «Виттория»  («Vittoria»).

14 октября 1920 года между РСФСР и Финляндией был подписан Тартуский мирный договор, в соответствии с которым остров Сескар  с маяком отошли во владение Финляндии и получили название «Сейскари (Seiskari)». Маяк продолжал работать.

           28 июля 1923 года между СССР и Финляндией было подписано «Соглашение о поддержании порядка судоходства в части Финского залива вне черты их территориальных вод, содержании маячных сооружений и лоцманской службы». Этим соглашением устанавливался порядок  согласования и финансирования работ по содержанию, ремонту и переоборудованию 9 маяков, принадлежавших Финляндии, но в надёжной работе которых был заинтересован СССР, который  возложил на себя 50 % расходов на эти цели.

Одной из задач указанного соглашения было установление порядка использования зимнего разводного деревянного моста  через ледокольный путь, проходивший мимо островов Сейскари и Лавенсари в Ленинград. Мост нужен был жителям островов  для сообщения с Финляндией зимой.     

Штат маяка состоял из смотрителя с жалованием 21 000 марок в год, старшего служителя - 14 400 марок в год, двух младших служителей – по 13 500 марок в год. Ежегодные расходы  на содержание маяка составляли около 70 000 марок.

Финнами была великолепно построена дамба из гранитных тёсаных плит длиной около 500 м от маяка до того места на акватории, где устанавливали ряжевые причалы. Эти причалы оказывались временными – их сносило льдами. Причалы были нужны для жителей острова – рыбаков. Кроме того, у причалов базировался спасательный моторный катер, который осенью по проложенному по верху дамбы узкоколейному пути перевозили в эллинг на зимовку, а весной доставляли обратно и спускали на воду. 

К 1939 году финских войск на острове Сескар не было. Были только мелкие подразделения полиции, шюцкора – добровольной военизированной организации самообороны и пограничников, вооружённых несколькими пушками и пулемётами. Сескар был местным финским курортом с пляжем, гостиницей и рестораном в центре острова.

30 ноября 1939 года, в день  начала советско – финской войны на остров Сескар высадился десантный батальон Балтийского флота. Не встретив серьёзного сопротивления финнов, батальон оставил на острове 15 бойцов до подхода комендантского подразделения, погрузился снова на корабли и ушёл на остров Лавенсари.

На основании Московского мирного договора между СССР и Финляндией, подписанного 12 марта 1940 года, остров Сескар стал принадлежать СССР.  

В книге «Огни и знаки Балтийского моря», изданной в 1941 году до начала войны маяк Сескар в перечне действующих не числился.

            В июле 1941 года остров Сескар вошёл в состав Лужского укреплённого сектора, а с его ликвидацией 26 августа на острова Сескар и Лавенсари были переправлены подразделения полка морской пехоты. На остров Сескар был также переправлен 21-й дивизион береговой артиллерии в составе батареи № 212 орудий калибра 130 мм и батареи № 230 орудий калибра 120 мм. Задачей артиллеристов было прикрытие кораблей флота. На указанных двух островах, являвшихся передовыми пунктами базирования флота всё время войны, были организованы сначала Островной сектор обороны БФ, в 1942 году – Островная ВМБ и т.д. В акватории Финского залива между островами Сескар и Гогланд флотом была оборудована Восточная минная позиция.

            Для снабжения войск с  острова Лавенсари – ныне Мощный в зимы 1941 – 1942 и 1943 – 1944 годов была проложена ледовая автомобильная дорога длиной 71 км через остров Сескар до маяка Шепелёвский на Ораниенбаумском плацдарме («пятачке»). В зиму 1942 – 1943 годов на заливе льда не было. Одним из научных руководителей создания и использования ледовых дорог в Финском заливе и на Ладоге был выдающийся океанограф инженер-контр-адмирал Николай Николаевич Зубов (1885 – 1960).

 В 1943 году на острове был создан аэродром для истребительной и штурмовой авиации флота.

Несмотря на нахождение в течении почти трёх лет на линии фронта маяк Сескар был сохранён, но имеет в стене башни две пробоины площадью по 5 кв. см каждая. За время войн из 30 стёкол только 7 стёкол получили трещины и была нужна их замена. Ни одного стекла разбито не было.

После войны маяк Сескар возобновил действие 27 августа 1945 года с прежней характеристикой огня, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям ГС БФ № 160 . Источником света была керосино – калильная горелка английской фирмы «Чанс» с калильной сеткой диаметром 60 мм и длиной 120 мм. Расход керосина при работе горелки был 450 грамм в час. Осевая сила света была 31 700 свечей. Дальность видимости огня была 15 миль – 28 км. Была восстановлена телефонная связь через пост СНиС, находившийся на острове, с постом СНиС Горки на мысе Колганпя. Гражданского населения на острове больше не было. Электричества ни на острове, ни на маяке не было.

Здания маячного городка, в отличии от башни, находились в значительно худшем состоянии. Задняя стена кирпичного жилого дома персонала маяка имела трещины и смещение рядов кладки от близкого взрыва авиабомбы. В неудовлетворительном состоянии был ледник – негде было хранить продукты. Требовали ремонта все деревянные здания:  баня, кладовая маячного имущества, эллинг для катера, сарай, а также здания из бутовой кладки: жилой дом смотрителя и кладовая керосина. Сохранился колодец, имевший глубину 3,50 м и уровень воды на глубине 2,3 м.   

В связи со значительной минной опасностью для обеспечения плавания по участку Большого Корабельного фарватера от траверза острова Малый до Ленинградского приёмного светящего буя в 70 метрах к юго-востоку от маяка Сескар в бывшем доме смотрителя маяка был установлен радиомаяк направленного действия (створный)  марки СРМ-50. Об открытии действия радиомаяка было объявлено 31 мая 1948 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 183. Радиомаяк работал на частоте 700 кгц, на волне длиной 428,6 м, имел дальность действия 20 миль, направление действия 90,6º – 270,6º, величину угла равносигнальной зоны  1º и позывной сигнал по азбуке Морзе  «СКР».  Для обеспечения работы радиомаяка были установлены два импортных зарядных дизель – электрических агрегата марки ДМ-20. Для подвески антенны были установлены три стальные мачты. Об упразднении радиомаяка было объявлено 23 сентября 1978 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 298.

В связи с появлением на острове электрогенераторов, источником света маяка стала электролампа марки ММ-9 мощностью 500 вт. Для питания маяка  были установлены аккумуляторные батареи марки LS-8 «Тюдор».

7 декабря 1948 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 502 было объявлено об установке при маяке Сескар наутофона для туманной сигнализации при видимости менее 3 миль - 5,5 км. Излучатели наутофона были установлены на деревянном столбе на расстоянии 85 м к северу от маяка. Наутофон был собран из узлов аппаратов довоенного производства «Тритон» (СССР) и «Пинч» (Германия).

7 мая 1964 года было объявлено в Извещении мореплавателям № 250 о замене наутофона на новый марки LIEG-300-240 (Швеция). Об упразднении этого наутофона было объявлено 21 мая 1980 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 124.

3 октября 1967 года для резервного питания маяка была установлена опытная ветроэлектростанция марки АВЭС-1-5 мощностью 1 квт с аккумуляторами марки НКН ёмкостью 100 ампер-часов. Из-за поломки ветроколеса и редуктора в конце 1971 года она была заменена серийным агрегатом той же марки. Новая ветроэлектростанция работала до 1979 года, когда была перенесена на маяк Родшер.

В 1971 году  импортные агрегаты марки ДМ-20 были заменены на отечественные зарядные агрегаты марки ДС-6.

В 1972 году УНР-519 МИС ЛенВМБ построил под руководством полковника-инженера Григория Георгиевича Григорьева и прораба М.А.Кошлева деревянный сборно-щитовой гостевой дом площадью 114 кв.м.

В 1974 – 1978 годах была произведена кардинальная реконструкция маяка Сескар. Проект был выполнен Таллиннским филиалом Калининградского военморпроекта под руководством главного инженера проекта Исайи Моисеевича Бравера. Работы были выполнены в/ч 73667 под руководством полковника-инженера Юрия Андреевича Скорикова и майора-инженера Ивановича. Общая стоимость работ составила 517,5 тыс. рублей.

Были выполнены следующие работы:

- был построен 4-квартирный 2-этажный кирпичный жилой дом,

- старый кирпичный жилой дом служителей маяка был перестроен в маячное техническое здание, в котором установили аппаратуру управления маяком и наутофоном, дизель-электрические агрегаты и отопительные водогрейные котлы на дизельном топливе. Была установлена стальная вышка для излучателей наутофона. Для электропитания объектов маяка проложено 2125 м кабельных электросетей. Для отопления зданий маяка было проложено 404 м теплосетей,

- старый кирпичный жилой дом смотрителя маяка, в котором позднее размещался радиомаяк, перестроили в служебное здание,

- была построена новая деревянная баня,

- были построены объекты доставки грузов на маяк морем. Около морского конца дамбы построили ряжевый причал. По верху дамбы, длина которой 500 м, сделали бетонное покрытие, на которое уложили узкоколейный железнодорожный путь длиной 700 м, заканчивавшийся у маячного технического здания. Предполагалось доставлять грузы мотодрезиной. Но вскоре после завершения работ при подвижке льда в заливе, сопровождавшейся сильным подъёмом воды, путь был снесён. Бетонное покрытие сохранилось до сих пор. Для мотодрезины построили кирпичное депо. Но мотодрезину в штат маяка не включили и не выделили,

- была создана система доставки дизельного топлива на маяк. На берегу острова у уреза воды был сделан бетонный колодец для подключения шланга подачи топлива со стоящего на рейде танкера. Около маячного технического здания были установлены две стальные цистерны ёмкостью по 100 куб. м для топлива. Эти цистерны были соединены с приёмным колодцем топливопроводом длиной 100 м. Цистерны соединены также топливопроводами с расходными баками топлива дизель-электрических агрегатов и отопительных котлов в маячном техническом здании,

- построена вертолётная взлётно – посадочная площадка из сборных железобетонных плит площадью 2010 кв.м,

- устроено водоснабжение маяка с шахтными железобетонными колодцами и водопроводом длиной 207 м,

- устроена канализация маяка с септиком и трубопроводами общей длиной 300 м,

- сделаны хозяйственные сараи и постройки для содержания скота. Поскольку в то время на острове не было никаких других жителей и не водились хищники один предприимчивый работник маяка разводил коров и овец, которых осенью сдавал на мясокомбинат в Выборге. Доставку животных осуществляли десантным судном. Таким образом инициативно выполнялись решения партии и правительства СССР по развитию животноводства,

- установили пожарный водоём ёмкостью 100 куб.м с помещением для пожарной мотопомпы,

- для защиты маячного городка от ветров был установлен деревянный забор длиной 503 м,

- были сделаны проезды и пешеходные дорожки из сборных железобетонных плит площадью 1230 кв. м.

Во 2 квартале 1987 года была произведена замена французского маячного аппарата, установленного в 1858 году и проработавшего на маяке 129 лет, на отечественный маячный аппарат марки ЭМВ-930М. Характеристика огня маяка была изменена: огонь стал группо – проблесковый, в группе стало 2 проблеска: свет 1 сек + темн. 6,5 сек + свет 1 сек + темн. 21,5 сек - период 30 сек. Дальность видимости огня осталась прежней – 15 миль.

В 1974 году начальником маяка был Д.С.Виноградов.

К сожалению, маяк Сескар до сих пор не числится в ряду памятников истории и культуры России, хотя для этого у него есть достаточно оснований – даже быть включённым в состав памятников всемирного наследия. У Министерства обороны РФ, в чьём ведении находится маяк, нет к этому должного интереса.

Маяк Сескар находится в ведении Гидрографической службы Балтийского флота.

   Ю.Шухин

20 апреля 2020 года

 

 

 

 

 

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида