Родшер, маяк

 

 

 

 

Маяк Родшер

Историко – техническая справка

 

Маяк Родшер установлен на одноимённом острове в восточной части Финского залива. До 1850 года остров и маяк носили шведское название Родшхер, до 1920 года – Родшер, до 1959 года - финское название Руускери, 31 июля 1959 года решением Леноблисполкома острову было возвращено название Родшер.

Штатный номер маяка Родшер по книге «Огни и знаки Балтийского моря, № 2201» издания 2009 года – 1750. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – С 3932.

Географические координаты маяка Родшер: широта 59º 58,1ʹ N, долгота 26º 40,9ʹ E

Маяк высотой 18,75 м от основания установлен в центре острова на высоте 3,66 м над уровнем моря на расстоянии 40 м от береговой черты.

Маяк расположен в непосредственной близости от государственной морской границы России и должен служить символом страны, в которую попадает или которую покидает мореплаватель. Вблизи от маяка проходит рекомендованный курс, которым следуют все мореплаватели из Балтийского моря до Большого Корабельного фарватера. Маяк Родшер предназначен для ограждения острова Родшер и обеспечения мореплавания западнее острова Гогланд.

Расстояния от маяка Родшер до ближайших маяков: до маяка Южный Гогландский – 10,3 мили – 19 км, до маяка Северный Гогландский – 11,16 мили – 21 км, до маяка Большой Тютерс – 16,85 мили – 31 км, до маяка Вайндло – 13,24 мили – 25 км, до светящего знака Северный Виргин – 5,7 мили - 11 км.

Остров Родшер  - низкий, плоский гранитный трещиноватый массив сглаженный ледниками и морскими волнами. Его длина с севера на юг 123 м и с запада на восток 94 м. К юго – востоку отходит от острова немного возвышающаяся над уровнем моря коса из валунов длиной 67 м. Остров возвышается над уровнем моря на высоту менее 4 м. Источников пресной воды на острове сейчас нет. Почвы нет. Растительность скудная: несколько посаженных маячниками деревьев, трава в трещинах скалы, мох и лишайники. Населения на острове сейчас нет.

Шведское название острова «Родшхер» - «Rödskär» - в переводе означает «красный, лишённый растительности, гранитный островок, шхера». Финское название «Ruuskeri» полагают, что калька с шведского.

Остров Родшер входит в Кингисеппский район Ленинградской области. Ближайший населённый пункт – селение у бухты Сууркюля на восточном берегу острова Гогланд, до которого при плавании вокруг северной оконечности острова 16 миль – 30 км, а вокруг южной оконечности - 18,5 мили – 34 км. До селения Кунда в Эстонии 28 миль – 52 км, до Таллинна – 78 миль – 145 км, до Кронштадта – 100 миль – 185 км, до Санкт-Петербурга – 116 миль – 215 км.

Подходить к острову достаточно близко можно только с восточной стороны: судам – на расстояние до 3 кабельтовых – 600 м, катерам с осадкой до 2,5 м – до 1 кабельтова – 200 м, катерам с осадкой до 1,5 м – только в районе слипа на 20 – 30 м, на шлюпках можно подходить к слипу вплотную и высаживаться на берег. С южной и западной стороны подходить к острову даже в тихую погоду на шлюпке нельзя. К острову нельзя подходить при волнении и зимой.

Остров Родшхер отошёл во владение Российской империи по Абоскому мирному договору, подписанному 18 (07) августа 1743 года в г. Або (ныне – г. Турку, Финляндия) при императрице Елизавете Петровне, которым завершилась война с Шведским королевством 1741 – 1743 г.г.

В 1806 году в соответствии с утверждённым в 1802 году Морским учёным комитетом Проектом навигационного оборудования   Финского залива, разработанным капитаном 2 ранга Леонтием Васильевичем Спафарьевым (1765 – 1847), на острове Родшхер на высоте  3,70 м над уровнем моря была построена деревянная 6-гранная пирамидальная башня высотой 43 фута – 13,10 м, которую окрасили черлядью – краской из красной охры.

В связи с важным значением Родшхерской башни для обеспечения мореплавания в 1818 башня была переоборудована в маяк, для чего на башне был надстроен деревянный фонарь, в котором был установлен осветительный катоптрический  - отражательный аппарат. Аппарат имел сначала 5, а позднее 6 ламп Арганда с рефлекторами, работавших на сурепном масле.

Башня с фонарём имела высоту от основания уже 62 фута – 18,90 м и от уровня моря 74 фута – 22,57 м. Огонь имел характеристику «вертящийся, перемежающийся». Проблеск имел длительность 10 сек, интервал между проблесками был 50 сек. Для достижения этой характеристики на маяке по периметру перед масляными лампами были установлены вращающиеся вокруг своей вертикальной оси экраны Отерса, которые с помощью часового механизма вращения и систему шестерён через определённые промежутки времени поворачивались на 90º вперёд и назад, открывая и закрывая весь маячный огонь или определённый его сектор, создавая проблесками индивидуальную характеристику огня. Часовой механизм приводился в действие подвешенным на тросе грузом.

Армас Луйге пишет, что маяк Родшер был одним из трёх первых в России маяков, которые имели белые перемежающиеся вертящиеся огни. Два другие маяка – Фильзанд – ныне Вилсанди и Нарген – ныне Найссаар – оба в бывшей Эстландии – ныне Эстонии и все три маяка были в ведении Дирекции маяков и лоции Балтийского моря.

Дальность видимости огня первоначально была объявлена 13 ¼ мили – 24,5 км, но позднее была уменьшена до 9 миль – 16,7 км.

В 1850 году вместо обветшавшей и непригодной для дальнейшего использования башни была построена новая деревянная маячная башня тех же размеров и конструкции.

В апреле 1855 года в период Крымской войны 1853 – 1856 годов в связи с появлением в Финском заливе кораблей англо – французской эскадры освещение маяка Родшер было прекращено. Маяк был обстрелян противником и его постройки получили повреждения, которые после минования угрозы к августу 1856 года были исправлены и маяк вновь был освещён. С 1857 года освещение маяка начинали в апреле и заканчивали в ноябре – декабре с окончанием навигации, после чего аппарат снимали и отвозили на зиму на хранение на остров Гогланд.

В «Положении о маяках Балтийского моря»,  утверждённом 21 (09) июля 1856 года генерал-адмиралом великим князем Константином Николаевичем (1827 – 1892), указано: «…6. Маяк Родшерский на острове Родшере – огонь вертящийся, в фонаре 5 ламп. Распоряжением директора маяков смотрителем  маяка назначают старшего унтер-офицера флота, которого по выслуге лет производят в офицеры».

В 1860 году башня маяка была перекрашена из красного в жёлтый цвет.

Летом 1867 года при Родшерском маяке устанавливают из запасов Кронштадтского порта 2 колокола для туманной сигнализации. В 1868 году в маячном аппарате устанавливают 6-ю лампу с рефлектором.

В 1871 году после отмены в России крепостного права на маяк вместо казённой прислуги из матросов принимают вольнонаёмную прислугу. Матросы назначались на маяк только на период навигации, когда маяк работал. Осенью их переправляли на остров Гогланд. Маяк прекращал освещение раньше, чем следовало бы по ледовой обстановке, и оставался на всю зиму без надзора. Для постоянно проживающей при маяке вольнонаёмной прислуги в 1872 году построили баню.

В утверждённый в 1874 году «План постепенного производства работ по сооружению маяков начиная с 1875 года» переосвещение маяка Родшер было включено в 8-ю группу маяков со сроком начала работ в 1882 году. В Отчёте Гидрографического департамента за 1882 год отмечалось, что «…деревянная башня по ветхости своей представляется ненадёжной. При сильном ветре она имеет движение, а в спокойном состоянии кажется несколько отклонившейся от вертикального положения. По мнению директора Балтийских маяков для её замены необходимо как можно быстрее заказать железную башню такой же дешёвой и удобной формы, как на острове Руно – ныне остров Рухну в Рижском заливе».

В другом отчёте – директора Гидрографического департамента об осмотре маяков, указывается, что Родшерский маяк находится в ведении смотрителя Гогландских маяков, живущего в 12 милях – 22 км от Родшера. При таком расстоянии, особенно в бурную погоду, смотритель не может явиться на маяк в нужное время. Полагая весьма рискованным доверять маяк, расположенный на отдельном острове, надзору наёмной прислуги Гидрографический департамент считает необходимым ходатайствовать о внесении в штат должности смотрителя Родшерского маяка.

На основании изложенного Гидрографический департамент предлагает взамен  пришедшей в ветхость деревянной башни построить новый металлический маяк с вертящимся аппаратом 3 разряда с частыми проблесками. При маяке построить деревянный дом для смотрителя и прислуги, постоянную пристань, каменную кладовую для пиронафта - сорт керосина и деревянный сарай (эллинг) для шлюпки.  

Ни в 1882 году, ни в 1883 году к работам не приступали из-за недостатка средств. Строительное отделение Морского технического комитета предложило строить не металлическую, а кирпичную башню, которая будет относительно дешевле, долговечнее и остойчивее металлической. Управляющий Морским министерством адмирал Иван Алексеевич Шестаков (1820 – 1888)  это предложение утвердил.

В 1884 году работы по строительству маяка были начаты. За лето были построены без отделки деревянные жилые дома для смотрителя и служителей, баня и пристань, настил которой был снесён осенними штормами. На месте установки башни было выполнено зондирование грунта.

В 1885 году во всех зданиях была выполнена отделка и они были закончены строительством. Была выложена из кирпича башня маяка. В Ревель из Франции были доставлены металлический фонарь и диоптрический аппарат 3 разряда большой модели системы Френеля, изготовленный фирмой «Barbier, Benard & Turenne, Paris». При маяке был установлен колокол весом 20 пудов – 328 кг.

Для обеспечения работников маяка питьевой водой в скальном грунте была найдена водоносная трещина с использованием которой в 1885 году был построен колодец с деревянным срубом размером в свету 1,60 х 1,60 м. Уровень воды в колодце был на 3 м ниже дневной поверхности. В ходе войн в средине ХХ века колодец был заполнен мусором и вода из него ушла. Был организован также сбор дождевой воды с крыш зданий.

В 1886 году все капитальные строительные работы были закончены, фонарь и аппарат установлены на башне. 11 июля (29 июня) 1886 года было начато освещение маяка Родшер. Огонь маяка был белый круговой проблесковый. Дальность видимости огня была 15 миль – 28 км.

Красная кирпичная башня была установлена на высоте 3,66 м над уровнем моря. Её высота от основания до верхней площадки, где установлен фонарь, 13,20 м, а до верха фонаря – 18,76 м. Высота центра огня от уровня моря – 19,52 м. Цоколь башни 8-гранный призматический с карнизом имеет размер в плане 5,80 х 5,80 м и высоту 5,00 м. Ствол башни высотой 8,20 м  первоначально был коническим. Внизу его наружный диаметр был 4,40 м, вверху – 4,20 м. Внутри башни по всей её высоте находится цилиндрическое помещение диаметром 2,90 м. Вдоль стены помещения установлена железная винтовая лестница шириной 90 см для подъёма в фонарь. По центральной вертикальной оси помещения была установлена труба диаметром 45 см, в которой перемещался подвешенный на тросе груз часового механизма вращения оптической системы. Толщина стен цоколя – 145 см, ствола – 70 см. Верхняя 8-гранная площадка башни имеет размер в плане 5,80 х 5,80 м и железные перила ограждения. Выход из башни в фонарь производится через люк.

Фонарь имеет высоту 5,56 м и состоит из цоколя высотой 2,00 м и диаметром 2,80м, 10-гранного штормового остекления высотой 2,00 м, в каркас которого установлены 10 прямоугольных зеркальных стёкол толщиной 10 мм, шириной 820 мм и высотой 1680 мм, а также купола с дефлектором – вентилятором высотой 1,56 м, на котором установлен медный молниеприёмник.

Установленный в 1886 году светооптический аппарат, как и ранее действовавший,  также имел белый вертящийся огонь при 17 проблесках в минуту. Но природа проблесков была иная. Вращающийся оптический аппарат состоял из трёх частей. Средняя часть – тамбур состояла из 16 катодиоптрических полизональных  филёнок – оптических линз, которые и создают основную силу проблеска. Верхнюю часть аппарата - купол образовывали 15 катодиоптрических кольцевых линз, а нижнюю – основание образовывали 13 диоптрических кольцевых линз. Все линзы были закреплены в бронзовом или латунном цилиндрическом каркасе,  который был установлен на роульсы – катки, и вращался на них по круговому рельсу – погону вокруг своей вертикальной оси с помощью часового механизма. Это равномерное вращение аппарата давало возможность мореплавателю наблюдать проблески, идентифицировать маяк и определить своё место в море.

Описываемый светооптический маячный аппарат 3 разряда большой модели имел диаметр 1150 мм, высоту 2150 мм и фокусное расстояние 500 мм. Вес аппарата был 900 кг. Часовой механизм, получивший название по аналогии с маятниковыми часами, был оснащён чугунным грузом весом 50 кг, подвешенном на тросе диаметром 5 мм. Груз перемещался по внутренней центральной трубе башни из верхнего положения в нижнее на высоту около 11 м за 55 минут, после чего маячный служитель поднимал его лебёдкой в исходное положение.

В центре аппарата была установлена керосиновая горелка с четырьмя светильнями – концентрическими цилиндрическими фитилями. Аппарат имел осевую силу света 9250 свечей. Дальность видимости белого огня была 15 миль – 28 км.

Старая деревянная башня маяка была разобрана. Годное дерево было обращено в дрова, негодное – выброшено. Летом 1886 года был построен деревянный погреб, капитально отремонтирована бывшая казарма, маячный городок был обнесён забором из булыжного камня, сложенного насухо, для защиты персонала маяка от ветров.

Как указано в Отчёте Главного гидрографического управления (ГГУ) за 1904 год «сравнительно небольшое число туманных станций, то есть звукосигнальных установок туманной сигнализации, расположенных на берегу Финского залива, делало плавание торговых судов в этом заливе, особенно в осеннее время, крайне тяжёлым и опасным. Из-за этого значительно сокращалась продолжительность навигации в Санкт-Петербургском порте». Для устранения столь важного недостатка в 1902 году ГГУ по просьбе Министерства финансов России составило проект улучшения условий плавания к Санкт-Петербургскому порту. По этому проекту признавалось необходимым установить на наиболее опасных местах 5 сирен на маяках Экгольм – ныне маяк Мохни, Пакерорт – ныне маяк Пакри, Люзерорт – ныне маяк Овиши, Родшер и на острове Каравалдай – ныне маяк Шепелёвский, а также построить 2 освещаемых створных знака по оси Санкт-Петербургского морского канала.

Для исполнения проекта Министерством финансов было ассигновано в распоряжение  Морского ведомства 232 тыс. рублей сверх нормального строительного кредита. На эти суммы в 1904 году на северной оконечности острова были построены кирпичное здание для сирены и деревянный жилой дом для машинистов, установили пневматическую сирену с керосиновым двигателем, созданную на Литейно – механическом заводе в Санкт-Петербурге, принадлежавшем Францу Карловичу Сен-Галли (1824 – 1908). Сирена открыла действие в январе 1905 года.  

Сигналом сирены была группа из трёх звуков продолжительностью по 2 сек с интервалом между ними в 3 сек и перерывом между группами 48 сек.  Периодичность была 1 сигнал в минуту. Сигнал был слышен на расстоянии 4 мили – 7,5 км, а в тихую погоду – более 8 миль. Сирена до 1917 года работала от 200 до 700 часов в год. Расход керосина был 20 фунтов – 8,2 кг – 9,7 литра в час. Сирена проработала до начала советско – финской войны 30 ноября 1939 года.

В 1912 году Главное гидрографическое управление по согласованию с Министерством торговли и промышленности составило проекты и сметы, а также заказало оборудование для строительства в 1913 году двух радиостанций – на маяках Родшер и Соммерс, которые не имели никаких средств связи с материком, для передачи сведений о бедствующих рыбаках и подачи им своевременной помощи. В 1913 году при маяке Родшер начала действовать радиостанция, для которой построили деревянные здание радиостанции и жилой дом для телеграфистов, а также каменный ледник и установили новый деревянный забор.

14 октября 1920 года между РСФСР и Финляндией был заключён Тартуский мирный договор, в соответствии с которым остров Родшер с маяком отошли во владение Финляндии.

28 июля 1923 года между СССР и Финляндией было подписано «Соглашение о поддержании порядка судоходства в части Финского залива вне черты их территориальных вод, содержании маячных сооружений и лоцманской службы». Этим соглашением устанавливался порядок  согласования и финансирования работ по содержанию, ремонту и переоборудованию 9 маяков, принадлежавших Финляндии, но в надёжной работе которых был заинтересован СССР, который  возложил на себя 50 % расходов на эти цели.

В связи с интенсивным выветриванием кирпичной кладки башни маяка Руускери с внешней стороны из-за недостаточной морозостойкости кирпича и для предотвращения её дальнейшего разрушения в 1924 – 1925 годах Финляндией была сделана 8-гранная железобетонную рубашка башни толщиной от 15 до 20 см. Маяк приобрёл нынешний вид и сохранил кирпично – красную окраску.

В 1928 – 1929 годах Финляндией были выполнены берегоукрепительные работы на северо – восточном берегу острова Руускери для предотвращения дальнейшего его размыва. На протяжении 71,3 м были забиты Z-образные стальные шпунтовые сваи длиной 3 м на глубину 1 м. За образовавшуюся стенку был уложен булыжный камень и гранитные массивы общим объёмом 1631 куб. м. Стоимость работ составила 448 540 марок.

В 1931 году в маячном аппарате керосиновую горелку заменили керосино – калильной горелкой фирмы «Чанс» (Англия).

В отчёте 5 конференции советско – финской комиссии в июне 1932 года отмечено, что на всех островных маяках Финляндией были установлены коротковолновые радиотелефоны, работающие на волне 150 м.

В 1933 – 1934 годах на юго-восточном берегу острова Руускери был построен шлюпочный слип шириной 10 м и выполнено берегоукрепление длиной 20 м, что обошлось в 261 131 марку.  

В течении 30-х годов XX века на маяке работали смотритель, один старший и два младших служителя, а также моторист сирены. Общие ежегодные расходы по содержанию маяка  Руускери составляли около 120 000 финских марок, которые делись поровну между СССР и Финляндией.

С началом советско – финской войны 30 ноября 1939 года финны покинули остров не повредив маяк. 31 декабря 1939 года в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 1203 было объявлено о возобновлении работы маяка Руускери с прежней характеристикой. На основании Московского мирного договора между СССР и Финляндией, подписанного 12 марта 1940 года, остров Руускери стал принадлежать СССР.

Во время  Великой отечественной войны остров был оставлен частями Красной армии. Во время Таллинского перехода 28 – 30 августа 1941 года у острова Родшер погибло несколько советских транспортных судов. 29 августа в 13.15 западнее острова авиацией противника был потоплен транспорт «Аусма» с 1200 бойцами гарнизона Палдиски. Несколько ранее, в 04.00 финскими торпедными катерами севернее острова были захвачены буксиры «Палдиски» и «И-18» и уведены в Хельсинки. Южнее острова авиацией были потоплены  в 18.20 танкер «№ 12» и в 20.30 того же дня – теплоход «Вторая пятилетка». В тот же день к востоку от острова авиацией был повреждён и лишился хода транспорт «Скрунда», который на следующий день был потоплен.

Маяку был нанесён значительный ущерб. Сгорели все деревянные постройки, деревянные конструкции кирпичных зданий сирены и дома мотористов. Оборудование сирены пришло в негодность. Из-за постоянного замокания значительные повреждения получила внутренняя штукатурка башни и кирпичная кладка. В фонаре маяка были разбиты штормовые стёкла. Купол фонаря получил 4 осколочные пробоины. Оптический аппарат повреждений не получил, но от дождей его железные детали получили за 3 года войны  значительную коррозию. Часть часового механизма сняли финны. Они установили на острове сборно-щитовой домик размером в плане 4,5 х3,2 м, приспособили под жильё каменный ледник. Сохранились кирпичная кладовая и рубленный шлюпочный сарай (эллинг).

В соответствии с Московским перемирием, подписанным 19 сентября 1944 года СССР, Финляндией и Великобританией  остров  перешёл во владение СССР. Парижским мирным договором с Финляндией,  подписанным 10 февраля 1947 года, было подтверждено, что  остров Руускери – Родшер принадлежит СССР.

По окончании Великой отечественной войны маяк Руускери открыл действие 10 сентября 1945 года, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям ГС БФ № 255.

Описание светооптического аппарата, установленного на маяке в 1886 году, простоявшего в фонаре до 1952 года, введённого в действие в 1945 году на недолгий срок из-за отсутствия жилого помещения на острове для эксплуатировавших его маячных работников, было составлено в формуляре маяка в 1948 году инженером 5 отдела ГС БФ Л.Н.Горбуновым.

Он светил красным огнём с 15 проблесками в минуту при дальности видимости 5 миль – 9 км. Источником света была старая керосино – калильная горелка марки «Марш» с калильной сеткой диаметром 60 мм и высотой 120 мм, изготовленные ещё до 1917 года. Но из-за отсутствия жилых помещений с наступлением осенних холодов персонал маяка пришлось снять, а на верхней площадке башни установили ацетиленовый аппарат марки Ф-300, о начале работы которого и уменьшении дальности видимости огня маяка с 8 до 5 миль было объявлено 9 октября 1945 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 322. Повреждённые коррозией детали были сняты и отправлены в ремонт в мастерские ГС БФ в г. Ломоносов. Туда же  был дан заказ на изготовление недостающих деталей, который в полном объёме выполнить не удалось. В 1946 году классный аппарат был собран из имевшихся в наличии и отремонтированных деталей. Был установлен вращающий механизм, снятый с имевшегося на складе аппарата с другого маяка. 31 июля 1946 года   в Извещении мореплавателям ГС БФ № 456  было объявлено об увеличении дальности видимости огня маяка с 5 до 12 миль – с 9 до 22 км. По-прежнему  светила старая керосино – калильная горелка, которых ещё в запасе было всего 3 штуки.

В 1950 – 1952 годах в/ч 40070 Строительного управления Балтийского флота под руководством полковника В.В.Мышкина, инженер-майоров Попова и Сергиенко, а также прораба Романова восстановила маяк Руускери (Родшер). Была отремонтирована башня маяка, здание сирены порестроено в жилой дом, здание ледника перестроено в баню, выполнен ремонт деревянного шлюпочного сарая с лебёдочной и склада. Были построены маячное техническое здание, 2-квартирный жилой дом, насосная станция с двумя железобетонными резервуарами ёмкостью по 100 куб. м для воды, склад маячного имущества и продовольствия, склад ГСМ в таре, вышка излучателей наутофона.

О вводе в действие восстановленного маяка было объявлено 31 декабря 1952 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 372. Маяк стал светить белым круговым группо – проблесковым огнём с характеристикой: свет 2 сек + темн. 1 сек + свет 2 сек + темн. 10 сек – период 15 сек. Дальность видимости огня – 13 миль – 24 км.

В фонаре башни маяка была установлена цилиндрическая линза марки Л-500 диаметром 608 мм, высотой 545 мм, с фокусным расстоянием 250 мм, состоявшая из 11 диоптрических элементов. Источником света была электролампа марки ММ-9 мощностью 500 вт.

Этим же Извещением мореплавателям было объявлено об установке при маяке Родшер туманного сигнала – наутофона марки 3Р/5 производства ГДР. Его звуковые излучатели были навешены на стальной решетчатой вышке высотой 7 м, установленной на северной оконечности острова. 

Маячное техническое здание было построено по типовому проекту шифр ТГ-1, разработанному Центральным Военморпроектом г. Ленинград, Кирпичное одноэтажное здание имеет размер в плане 18,30 х 12,40 м, общую площадь 196 кв. м, высоту помещений 3,90 м. В здании были установлены: электрический проблесковый механизм маяка марки МЭПУ-1, аппаратура наутофона марки 3Р/5, три дизель-электрических агрегата марки ДСА-20 мощностью по 20 квт, два зарядных мотор-генератора марки АД-52/4 мощностью по 7,9 квт, две аккумуляторные батареи марки С-8 из 64 элементов каждая для питания светового маяка. Для охлаждения воды из систем охлаждения дизелей была предусмотрена калориферная установка в составе шести калориферов марки Б-4 и вентилятора с электромотором мощностью 2,1 квт.

Новый 2-квартирный 4-комнатный кирпичный жилой дом имеет размеры в плане 16,70 х 10,00 м, общую площадь 104 кв. м, высоту помещений 2,70 м. Отопление печное.

2-квартирный 6-комнатный кирпичный жилой дом, перестроенный из здания сирены, имеет размеры в плане 14,90 х 9,70 м, общую площадь 110 кв. м, высоту помещений 2,80 м. Отопление печное.   

Каменная баня, перестроенная из ледника, имеет размеры в плане 7,60 х 6,25 м, общую площадь 26 кв. м, высоту помещений 2,60 м.

Кирпичный склад маячного имущества и продовольствия имеет размеры в плане 16,30 х 6,10 м, общую площадь 87 кв. м, высоту помещений 3,20 м.

Кирпичный склад ГСМ в таре имеет размеры в плане 7,20 х 6,10 м, общую площадь 34 кв. м, высоту помещений 3,80 м.

Каменный склад постройки 1885 года имеет размеры в плане 5,10 х 5,10 м, общую площадь  12 кв. м, высоту помещений 2,20 м.

Рубленный шлюпочный сарай (эллинг) с лебёдочной имеет размеры в плане 9,20 х 1,40 м, общую площадь 24 кв. м, высоту помещений 2,30 м.

Бетонная насосная станция размером в плане 2,90 х 2,40 м с двумя железобетонными цилиндрическими резервуарами ёмкостью по 100 куб. м.

Дощатый забор длиной 160 м и высотой 2,20 м.

В октябре 1966 года вместо отработавшего свой ресурс наутофона марки 3Р/5 был установлен и открыл действие наутофон марки LIEJ шведского производства. Он был упразднён 4 октября 1986 года, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям ГС БФ № 308.

15 октября 1967 года была введена в действие автоматическая ветроэлектростанция марки АВЭС 1-5 с аккумуляторными батареями марки НКН ёмкостью 100 ампер-часов, установленная в целях экономии моторесурса дизель-электрических агрегатов.

4 июля 1978 года вместо линзы Л-500 был введён в действие автоматический светооптический аппарат марки АСА-500 без фонаря с электролампой марки ММ 110-500 мощностью 500 вт. Дальность видимости огня маяка была увеличена с 13 до 15 миль – с 24 до 28 км.

В 1987 году в целях улучшения радиолокационной наблюдаемости при маяке Родшер был установлен радиолокационный маяк-ответчик  - РЛМ(отв) марки «АГА-Эрикон УКТ 10101».

13 ноября 1990 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 330 было объявлено о переводе маяка в автоматический режим работы. Персонал маяка был весь полностью снят. Из-за отсутствия надлежащей эксплуатации на 1 января 2000 года маячное техническое здание, баня и склад ГСМ были разрушены.

Начальниками маяка были: в 1953 году – главстаршина Воеводин, в 1982 году – С.Олейник.

Маяк Родшер находится в ведении Гидрографической службы Балтийского флота.

 

Ю.Шухин

21 февраля 2020 года

 

 

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида