Петродворцовый, маяк

 

 

 

Маяк Петродворцовый

О трёх светящих створных знаках Петродворцовой  гавани и не только

(историко – техническая справка)

 

Маяк Петродворцовый, сменивший за долгие годы служения мореплаванию несколько названий и который сейчас носит название «светящий задний знак Петродворцового створа» установлен в Нижнем парке Государственного музея – заповедника Петергоф, на берегу Петродворцовой гавани в 209 метрах – 98 саженях к востоку от средины Самсоновского (ранее Дворцового, Морского, Петергофского) канала и к западу от дворца Монплезир («Моё удовольствие»).

Высота маяка от основания до верха купола фонаря 11,35 м, в том числе высота ствола башни 7,70 м и фонаря 3,65 м. Маяк установлен на расстоянии 6 м от береговой черты на высоте 2,10 м над уровнем моря.

Географические координаты маяка Петродворцовый:

широта 59º 53,25ʹ N , долгота 29º 54,92ʹ E

Штатный номер заднего знака Петродворцового створа по книге «Огни и знаки Балтийского моря № 2201» издания 2009 года – 358. Международный номер знака по издаваемому Великобританией описанию огней – С4052.

Там же, в Нижнем парке Петергофа находятся створные знаки, действующие совместно с указанным выше маяком и упомянутые в этой справке:

- светящий передний знак створов Петродворцовый и Петродворцовый Восточный, установленный на пристани Петродворцовой гавани в расстоянии 463 м от заднего знака. Его штатный номер по книге «Огни и знаки Балтийского моря № 2201» издания 2009 года – 357. Международный номер знака по издаваемому Великобританией описанию огней – С4050

- светящий задний знак створа Петродворцовый Восточный, установленный в Нижнем парке в расстоянии 630 м от переднего знака. Его штатный номер по книге «Огни и знаки Балтийского моря № 2201» издания 2009 года – 356. Международный номер знака по издаваемому Великобританией описанию огней – С4051.

Административно они находятся на территории г. Петергоф Петродворцового района г. Санкт-Петербург.

Задний знак Петродворцового створа установлен на расстоянии 2,5 кабельтова – 463 м от переднего знака, установленного на пирсе с северной стороны входа в гавань. Направление створа  2,1º – 182,1º. Створ ведёт по Северному фарватеру Невской губы от Санкт-Петербургского морского канала в Петродворцовую гавань на протяжении 2,6 мили – 4,8 км.

Система навигационного оборудования Петродворцовой гавани определялась принадлежностью гавани к летней резиденции императорской семьи, строительством причалов,  дноуглублением и расчисткой акватории от камней, а также  потребностями перевозки экскурсантов судами из Санкт-Петербурга.

В XVIII веке и первой половине  XIX века небольшие суда придворного флота ходили в Петергоф летом и в светлое  время суток. Мореплавателям навигационное оборудование не требовалось. Позднее, с появлением паровых судов с железными корпусами длительность навигации увеличилась и плавание стало круглосуточным. Об установке двух Петергофских навигационных огней впервые было объявлено в «Описании маяков, башен и предостерегательных для мореплавания знаков Российской империи» издания 1850 года. В предыдущем «Описании…» издания 1845 года эти огни не упоминались. Можно предположить, за неимением других сведений, что Петергофские огни появились около 1848 года. Они были «установлены на пристани внешних оконечностей дамб. Служат для указания Петергофского рейда и входа в канал гребных судов. Огни постоянные обыкновенного цвета. Высота установленных на столбах огней от основания 24 фута – 7,30 м, над уровнем моря 34 фута – 10,40 м». Эти же сведения указаны в издании 1853 года.

КГИОП приводит выписку из дела «Обустройство маяка в Петергофской гавани». В 1854 году управляющий Морским министерством, в то время – вице-адмирал великий князь Константин Николаевич (1827 – 1892) писал: «Возвращаясь в ночное время из Кронштадта в Петергоф я убедился, что Петергофская гавань для приближающихся к ней судов освещена весьма дурно». В том же году он приказал перенести один из фонарей  Купеческой гавани Кронштадта в Петергоф, что было поручено подполковнику корпуса инженеров Морской строительной части Дмитриеву.

В «Описании маяков…» издания 1860 года уже числится «Петергофский маяк с двумя огнями» учреждённый в 1857 году и находящийся в ведении Петергофского дворцового правления. Маяк был установлен «на северо-восточном углу бассейна Петергофского канала». Он представлял собой «обыкновенный фонарный столб, на котором были установлены два маячных фонаря. Наверху, на высоте 23,5 фута – 7,15 м от уровня моря или 12,5 футов – 3,80 м от основания был установлен диоптрический аппарат 6 разряда с горелкой – лампой, работавшей на сурепном масле. Он имел постоянный огонь «обыкновенного цвета» и светил по всем направлениям к заливу».

«Фонарь нижнего огня поставлен на деревянную площадку, приделанную к тому же столбу». Высота его установки от уровня моря 19,75 фута – 6,00 м и от основания 8,75 фута – 2,65 м. Расстояние между огнями по высоте было 1,15 м. Нижний огонь был постоянный красного цвета. Его луч светил в направлении NO 15º, освещался одной масляной обыкновенной, а с 1866 года привилегированной, то есть патентованной, в 20 свечей, лампой. Перед лампой со стороны залива было вставлено круглое красное стекло. Остальные стороны фонаря были закрыты. Маяк освещали с 1 августа до окончания навигации. Он служил для входа судов на Петергофский рейд и для «въезда гребных судов в канал». По западную сторону канала на берегу находилась мачта сигнального телеграфа для переговоров с Кронштадтским портом, императорскими яхтами и военными кораблями на Петергофском рейде.

В Отчёте Гидрографического департамента за 1866 год сообщено, что по заявлению командира (императорской) паровой яхты «Александрия» о затруднительности подходить к Петергофской пристани из-за слабости двух огней Петергофского маяка, находящегося на северо-восточном углу бассейна Петергофского канала, Гидрографический департамент признал необходимым перенести его на северную оконечность восточной стороны пристани. С согласия Петергофского дворцового правления, в ведении которого состоит этот маяк, предложение было исполнено и к 27 (15) июня 1866 года там были установлены, как и прежде, на фонарном столбе вертикально один над другим и открыли действие два огня.  Свет красного огня был улучшен. Источником его света стала привилегированная (патентованная) масляная лампа в 20 свечей.

Была увеличена высота установки огней. Верхний огонь был установлен на высоте 26 футов – 7,95 м от уровня моря и 15 футов – 4,60 м от основания. Нижний огонь был установлен на высоте 19 футов – 5,80 м от уровня моря и 8 футов – 2,45 м от основания. Расстояние между огнями стало 2,15 м. Верхний огонь подняли на 80 см, а нижний опустили на 20 см. Маяк стал светить в течении всей навигации.

В 1871 году Петергофский маяк из ведения Петергофского дворцового правления был передан в ведение Кронштадтского порта.

В Отчёте Гидрографического департамента за 1880 год сообщается, что во время присутствия в Петергофе членов императорской фамилии на сигнальной мачте телеграфа поднимают сигнальный флаг Российского флота «Гюйс» - на красном фоне узкий прямой белый крест и широкий косой синий крест с белой каймой. В момент полдня производят выстрел  одной из пушек на северной стенке Петергофской гавани, которая носила в то время название «Военная гавань» в отличие от Купеческой или Пароходной гавани, расположенной западнее.

В 1885 году для облегчения подхода к Петергофской гавани во время тумана на пристани установили ревун.

13 (01) мая 1885 на Петергофском маяке был установлен и открыл действие новый верхний фонарь – диоптрический аппарат Френеля 6 разряда оба огня стали освещать пиронафтом – керосином вместо сурепного масла.

К тому времени мореплаватели пришли к пониманию того, что при установке двух огней на одном столбе на пристани маяк плохо удовлетворяет своему назначению вводить по фарватеру суда на Петергофский рейд. Решили вместо одного существующего маяка на пристани установить два створных, поставив задний маяк на берегу.

В 1886 году Петергофский маяк был упразднён. Его аппарат был установлен на только что построенной башне нового маяка Стейнорт – ныне Акменьрагс в Латвии.

В июне 1887 года в Лоцманских заметках было объявлено, что вместо существовавших двух огней на одном столбе на Военной пристани установлены два створных маяка, из которых Южный маяк находится на берегу в расстоянии 98 саженей – 209 м от средины Дворцового канала, а Северный маяк установлен на восточном углу Северной пристани Военной гавани. Направление створа Петергофских маяков в то время писалось NO 02,5º, теперь пишется 02,5º – 182,5º. Створ маяков предназначен для входа на Петергофский рейд и в Петергофскую гавань. Оба маяка перешли в ведение Дирекции маяков и лоции Балтийского моря.

Действующий и сейчас Южный или Верхний (задний) маяк Петергофского створа представляет собой белую, железную решетчатую цилиндрическую обшитую досками башню с шестью контрфорсами, фонарным сооружением и тамбуром. Высота башни от основания до верха купола  11,35 м, а от уровня моря – 13,50 м. Диаметр башни 1,80 м. Внутри башни установлена винтовая лестница для подъёма в фонарное сооружение шириной 0,75 м. Вокруг фонарного сооружения устроена очень узкая галерея с железными перилами ограждения высотой 1 м для очистки штормового остекления. На куполе фонарного сооружения установлен дефлектор – вентилятор для отвода продуктов горения пиронафта с закреплённым на нём молниеприёмником с румбоуказателем. На маяке был установлен диоптрический аппарат 4 разряда с постоянным белым огнём. Сила света аппарата была  6000 свечей. Маяк освещал северную половину горизонта, но с августа 1889 года в двух небольших секторах маячный огонь перестал быть виден на всём протяжении дальности его горизонта из-за постройки новых зданий  на стенке Военной гавани.

Северный или Нижний (передний) маяк Петергофского створа был установлен на восточном углу Северной пристани Военной, ныне Петродворцовой, гавани. Это был небольшой деревянный 8-гранный павильон шоколадного цвета – самое восточное здание из установленных на пристани. В павильоне был установлен диоптрический аппарат 4 разряда типа «Feu de direction» - дословно «рулевой огонь», применительно - «ведущий огонь», имевший небольшой сектор освещения в 13º - от NW 04º  до NO 09º или, как принято сейчас, в секторе 356º – 09º. Маяк светил постоянным красным огнём, который располагался на высоте 19 футов – 5,80 м от уровня моря. Сила света огня маяка была 1200 свечей. За пределами установленного сектора видимости огня наблюдался слабый красноватый свет. В окне павильона с восточной стороны был установлен ещё один красный огонь, который не был виден с линии створа маяков и служил для входящих в ворота гавани кораблей ограждением оконечности пристани.

Рядом с маяком находилась сигнальная мачта для переговоров с кораблями, стоящими на рейде, в первую очередь, с императорскими яхтами. Петергофские створные маяки начинали освещать с момента прихода на рейд императорских яхт и заканчивали осенью при прекращении рейсов частных коммерческих пассажирских пароходов постоянного сообщения.

В гавани вблизи пристани учредили спасательную станцию, где содержали спасательный 6-вёсельный вельбот Уайта и санную лодку.

В 1912 году вместо сгнившего павильона Северного (переднего) маяка на том же месте был построен новый павильон такого же вида и размеров, как и прежний.

В том же 1912 году оба маяка получили одинаковые бело – красные переменные огни с целью обеспечения их резкого отличия от окружающих береговых и судовых огней.

В 1915 году на акватории Петергофского рейда в расстоянии 120 саженей – 250 м к востоку от Военной гавани был установлен Петергофский огонь на свайном основании. Огонь был зелёный проблесковый, ацетиленовый. Оборудование для него было заказано в Швеции фирме «АО Газоаккумулятор» - AGA. После 1917 года огонь не упоминается.

23 сентября 1924 года наводнением и штормом Северный (передний) маяк был снесён. На его месте в 1925 году был установлен новый маяк в виде деревянной пирамиды с центральным столбом, на вершине которого вновь установили диоптрический аппарат 4 разряда. Огонь маяка стал белым, как и ранее секторным, но имел 20 проблесков в минуту. Его сила была 6000 свечей. Огонь возвышался над уровнем моря на 19 футов – 5,80 м. Позднее деревянная пирамида была разобрана и вместо неё на столб был навешен дощатый треугольный щит вершиной вверх. Северный (передний) маяк был переведён в категорию  светящих створных знаков. Количество проблесков огня было уменьшено до 6 в минуту. В таком виде Петергофский передний створный знак работал до 1941 года.

В 1925 году Южный (задний) Петергофский створный маяк стал, как и передний маяк, светить белым огнём с 20 проблесками в минуту до 1941 года. С началом войны маяки перешли на особый режим работы, а с приближением врага были выключены.

В 1941 году Петергоф стал местом героических и трагических событий обороны Ленинграда. По указанию Г.К.Жукова для ослабления наступления противника ранним утром 5 октября в Нижний парк Петергофа и в парк Александрия был высажен наскоро собранный десант численностью 517 человек, доставленный из Кронштадта на 26 катерах и 10 буксируемых шлюпках. Он состоял из моряков линкоров «Марат» и «Октябрьская Революция», крейсера «Киров», других кораблей и курсантов военно-морских училищ Кронштадта. Наращивание сил десанта и его эвакуация не предусматривались. К исходу дня 7 октября в бою со значительно превосходящими силами противника почти все десантники погибли. Катер поддержки подобрал только одного плывшего моряка. Количество попавших в плен не известно до сих пор.

В 1970-х годах Военно-Морским Флотом были приняты меры по увековечению памяти героически павших моряков десанта. В 1975 году на закрытой территории 4-го Учебного отряда в Кронштадте был создан мемориал, который в 2010 году был перенесён к Ленинградской пристани.

По заданию ВМФ Мастерская № 9 ЛенНИИПроекта в 1977 году разработала проект маяка – мемориала памяти десанту, который должен был заменить задний маяк Петродворцового створа, который ранее назывался Южный (задний) створный Петергофский маяк. Главным архитектором проекта был руководитель Мастерской № 9 Алексей Григорьевич Леляков, разрабатывала проект архитектор Кашина. На этапах составления задания и проектирования строительство маяка в Нижнем парке Петергофа было согласовано в установленном порядке. Но когда проект был закончен и надо было приступать к его реализации генеральный директор Государственного музея – заповедника «Петергоф» Вадим Валентинович Знаменов (1936 – 2020) выступил против и проект реализован не был. В.В.Знаменов решил сохранить память о десанте на территории музея другими средствами. В 1980 году в Нижнем парке на берегу гавани был установлен памятник, а на стене Большого дворца была установлена мемориальная доска. Был установлен памятник и в парке «Александрия».

Маяк должен был представлять собой коническую монолитную железобетонную башню с фонарным сооружением, встроенную в центр круглого здания, в котором предполагалось разместить Музей десанта. Диаметр здания 9,40 м и его высота 4,20 м. Высота башни от основания до верха купола фонарного сооружения 21,80 м. Диаметр башни от 3,50 м внизу и 3,20 м вверху. Высота ствола башни 11,50 м, фонарного сооружения 6,10 м.

После прорыва блокады Ленинграда уже в 1944 году был восстановлен на прежнем месте и открыл действие передний знак Петродворцового створа. Это была 4-гранная стальная решетчатая пирамидальная башня высотой 5,70 м с белым шитом с чёрной вертикальной полосой со стороны створа. Знак светил белым огнём с прежней характеристикой. Знак мог быть створным только днём, так как задний маяк створа ещё не освещался. Ночью он служил для ограждения головы пристани.

28 августа 1945 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 174 было объявлено о возобновлении действия «освещаемого створа Петродворец». Огонь переднего створного знака стал светить с 24-мя проблесками в минуту и имел дальность видимости 5 миль – 9 км. Задний маяк, переведённый в разряд светящих знаков, имел белый огонь с 20-ю проблесками в минуту. Его облик не изменился.

12 октября 1948 года передний знак был разрушен штормом, но уже 25 октября знак был восстановлен в прежнем виде.   

10 августа 1959 года Извещением мореплавателям ГС БФ № 260 часть 1 было объявлено об установке и открытии действия заднего знака Петродворцового Восточного створа, предназначенного для обеспечения плавания в Петродворцовую гавань по Восточному фарватеру от места его ответвления от Ленинградского морского канала в 2,6 мили – 4,8 км к WNW от западной оконечности его Северной дамбы на протяжении 4,8 км. Передним знаком этого створа является действующий передний знак Петродворцового створа. Направление Петродворцового Восточного створа 60,2º – 240,2º. Освещаемый этим створом фарватер со стороны Петергофа, освещаемый маяками створа Крестовского острова Петровский фарватер и соединяющий их фарватер № 11а являются   главным морским путём прибытия посетителей из Санкт-Петербурга в Петергоф.  

Знак представлял собой 3-гранную стальную решетчатую призматическую башню высотой 16,50 м с дощатым белым прямоугольным щитом с чёрной вертикальной полосой со стороны створа. Знак был установлен в расстоянии 3 кабельтова 550 м от переднего знака. Он светил по створу белым огнём, имевшем 40 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была 4 мили – 7,5 км.

Задний знак был реконструирован УНР-519 Морской инженерной службы ЛенВМБ под руководством полковника-инженера Леонида Ивановича Микерина. О вводе в действие нового, действующего до сих пор  знака было объявлено 5 мая 1967 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 210. Знак был построен по типовому проекту Б-24-1, разработанному 1-ым Государственным проектным институтом ВМФ и Ленинградским отделением ЦНИИ Стальных конструкций. Знак представляет собой 4-гранную стальную решетчатую призматическую башню высотой 17,50 м с дощатым белым прямоугольным щитом с чёрной вертикальной полосой со стороны створа. Знак установлен на месте ранее стоявшего знака.

7 мая 1964 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 248 было объявлено о изменении переднего знака створов Петродворцовый и Петродворцовый Восточный. Северо-западным речным пароходством в процессе реконструкции пристани был установлен новый, ныне действующий  знак на месте прежнего с северной стороны входа в гавань. Кирпичный знак имеет вид ходовой рубки судна. Теперь он окрашен белыми и красными вертикальными полосами. Высота знака от основания 3,80 м. На знаке был установлен аппарат марки ЭМС-210, который был заменён ныне действующим аппаратом марки АИСА-79, который светит белым светом при 60 проблесках в минуту. Дальность видимости огня 5 миль – 9 км.

В 1969 году все три створных знака были подключены к береговой государственной электросети.

В 1974 году на бровках Северного и Восточного фарватеров Петродворца были установлены 2 экспериментальных светящих навигационных знака по проекту  шифр «Амфибия», который разработал ведущий инженер ГУНиО МО СССР инженер-подполковник запаса Ефрем Александрович Рыбинкин. Знаки предназначались для установки на мелководье в качестве стационарных навигационных ориентиров с круглосуточным действием в условиях невозможности или нецелесообразности применения буёв. Знаки успешно эксплуатировались в течении 3 лет и показали соответствие своему предназначению.

Распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга от 2 июня 2016 года № 10-220 Петергофский южный маяк (задний знак створа Петродворцовый) включён в перечень объектов культурного наследия регионального значения. Решение внесено в реестр правовых актов Санкт-Петербурга 6 июня 2016 года, регистрационный № 20133.

Задний знак створа Петродворцовый – ранее Петергофский маяк находится в ведении Гидрографической службы Балтийского флота.

Ю.Шухин

3 марта 2020 года

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида