Нерва, маяк

 

 

 

 

 

 

 

Маяк Нерва

Историко – техническая справка

Маяк Нерва установлен в средней части маленького острова Нерва, расположенного в восточной части Финского залива Балтийского моря. Маяк обеспечивает плавание судов по Большому Корабельному фарватеру на участке между островами Соммерс и Сескар, а также по системе разделения движения от указанного фарватера к Выборгскому заливу.

Остров Нерва входит в состав Выборгского района Ленинградской области. Ближайший населённый пункт – г. Приморск в расстоянии 33 мили – 61 км. До Кронштадта – 59 миль – 109 км. Ближайшие маяки находятся на расстоянии: маяк Соммерс – 9,66 мили – 17,9 км, маяк Большой Фискар – 9,68 мили – 18,0 км, маяк Мощный – 13,06 мили – 24,2 км, маяк Сескар – 17,6 мили – 32,6 км.

Доступность острова по природно – климатическим причинам очень ограничена. Сообщение с островом морским транспортом возможно только в период навигации при незначительных ветрах и волнении. Зимой при достаточной толщине и сплочённости льда можно добраться на остров на лёгком колёсном транспорте. В другое время на остров попасть можно только вертолётом.

Географические координаты маяка Нерва: широта 60º 14,7ʹ N  долгота 27º 57,5ʹ E.

Маяк Нерва высотой 35 м установлен на высоте 8 м над уровнем моря и на минимальном расстоянии 50 м от береговой черты.

Остров Нерва имеет размер 380 м с севера на юг и 290 м с запада на восток. Остров представляет собой сглаженную ледниками и волнами плоскую, низменную, монолитную, с поверхностными трещинами гранитную скалу. Растительного грунта нет. Растительность – только лишайники, мхи и трава в трещинах и впадинах скалы. Берега острова приглубы и со всех сторон к острову можно подойти довольно близко. Лучшим местом для подхода вплотную  к берегу небольших катеров и шлюпок для высадки является северная сторона острова, где в маленькой бухточке в XIX веке при строительстве маяка был сделан слип. В ХХ веке он обветшал и не восстанавливался.

Маяк получил наименование по названию острова на котором он установлен. Остров носил шведское название Nervo  и финское Narvi. Происхождение этих названий не установлено.

Остров Нерва перешёл во владение России в результате Северной войны в 1721 году по Ништадтскому договору со Швецией. Расположение острова вблизи морских путей в Санкт-Петербург и Выборг постоянно интересовало русское морское командование в части возможности размещения на острове средств навигационного оборудования для обеспечения мореплавания и его безопасности.

В 1755 году Адмиралтейств – Коллегия, признавая весьма полезным для мореплавания иметь маяк между островами Гогланд и Сескар, предложила Кронштадтской конторе над портом поручить командирам лоц-галионов – тогдашних гидрографических судов - обследовать острова Нерва и Лавенсари – ныне Мощный на предмет постройки на одном из них маяка. Командиры доложили, что остров Нерва находится ближе к фарватеру, чем остров Лавенсари, но он настолько низок, что затапливается во время нагонов, и не имеет пресной воды. Остров Лавенсари для установки маяка предпочтительнее. Адмиралтейств – Коллегия приказала вместо старого деревянного маяка Сескар высотой 12 футов – 3,66 м – построить новый деревянный маяк высотой 20 футов – 6,10 м и решила, что на островах Нерва и Лавенсари «маяков иметь не предвидется».

В 1759 году контр-адмирал Семён Иванович Мордвинов (1701 – 1777) подал в Адмиралтейств – Коллегию докладную записку о недостатках маячного ограждения Финского залива, где признавал важность иметь маячный огонь на острове Нерва и предлагал провести в течении 2 – 3 лет исследования с целью выяснить, насколько этот остров заливается водой при больших её подъёмах и не торосится ли на нём лёд. Но Адмиралтейств – Коллегия поручила конторе главного командира Кронштадтского порта строить маяк не на острове Нерва, а поблизости - на острове Соммерс.

В 1805 году Адмиралтейский департамент решил построить опознавательную башню на острове Нерва. Нервская башня, как её назвали в первом издании 1835 года «Описании маяков, башен и предостерегательных знаков Российской империи»,  была построена около 1808 года. Она имела высоту от основания 41 фут – 12,50 м и от «поверхности моря в ординарную воду», как тогда писали – 66 футов – 20,10 м, то есть башня стояла на высоте 7,60 м над уровнем моря. Башня находилась «в ведении местного гражданского начальства Выборгской губернии». В Отчёте Гидрографического департамента за 1864 год приведено описание башни. Она была построена сплошной, без внутренних помещений, из колотого гранита. Поэтому во всех её описаниях указывается, что башня была светло-красной. Площадка на вершине башни была узкая и не позволяла установить маячный осветительный аппарат.

В 1861 году при планировании строительства маяков на Балтике установка маяка на острове Нерва была поставлена на 5-е место  среди 11 самых нужных маяков. Задачей маяка ставилось ограждение банок Средняя и Нагаева к северо-западу от острова Сескар в интересах судов, идущих по Большому Корабельному фарватеру с запада.

В 1865 приступили к возведению маяка. В течении лета были построены:

- деревянный жилой дом для смотрителя маяка на высоком гранитном фундаменте,

- кладовая из колотого гранита с отделениями: для осветительных материалов – конопляного масла и фитилей, для опреснителя, для каменного угля для него, для цистерны с запасом пресной воды. Над кладовой была построена  башня, в которой позднее повесили колокол для   предупреждения мореплавателей об опасности в условиях пониженной видимости – при тумане, мгле, дожде.

Был заготовлен гранит для фундамента башни маяка и другие материалы. Завершить работы предполагалось в следующем, 1866 году. Это зависело от своевременности поставки из-за границы конструкций чугунной башни и маячного осветительного аппарата. Сметы на заказ башни и аппарата после рассмотрения в Государственном Совете были удостоены утверждения императором Александром II. Изготовление маячного осветительного аппарата 2 разряда, как и для маяка Соммерс, принял на себя завод «Братьев Чанс и Кº» с условием выполнения к осени 1866 года. Для наблюдения за выполнением заказа в Англию был командирован состоявший при Дирекции маяков и лоции инженер-штабс-капитан Ракитин. Но ни один завод не брался изготовить чугунную башню к осени за обычную цену. Те, кто был готов выполнить заказ к осени, устанавливал цену значительно больше предусмотренной утверждённой сметой.

Поэтому Дирекция маяков и лоции, учитывая, что доставка башни из Англии поздней осенью и страховка её обошлись бы очень дорого, а выгрузка башни в такое неблагоприятное время года на остров, представляющий собой труднодоступную скалу, сопряжена с большими сложностями, решила продлить срок исполнения заказов до весны 1867 года. Это позволило бы предстоящим расходам не выйти за пределы ассигнований.

В течении лета 1866 года был выведен фундамент башни маяка, закончена постройка всех служб. Первоначально предполагалось построить летний жилой дом для трёх служителей маяка на основании предположения, что освещение маяка Нерва, как и Родшхерского  - ныне маяка Родшер – будет прекращаться в ноябре, а маячный аппарат, башню и здания служб будут закрывать на зиму железными дверями и ставнями. Маячных служащих на это время перевозить на остров Соммерс.

Но во время строительства выяснилось, что    маячные служащие могут жить на острове Нерва столь же удобно, как и на соседних островах Соммерс и Кокшхер – ныне Кери. Этим устранялись затруднения, связанные с перевозкой людей морем в ноябре и необходимостью оставлять маяк и здания без присмотра на зимнее время.

При имевшемся разрешении осуществлять строительные работы хозяйственным способом представилась возможность выполнить все постройки для постоянного пребывания служащих маяка на острове в пределах выделенных ассигнований. Был построен  деревянные дом для четырёх служителей маяка с баней. Внутри существующей каменной башни устроили кладовую для продовольствия смотрителя и служителей. Компактно спланированный маячный городок для защиты от сильных ветров был обнесён стеной из колотого гранита высотой 7 футов – 2,13 м.

Чугунная башня маяка с фонарём из артиллерийского металла (или орудийной бронзы – сплав 90 – 92 % меди и 10 – 8 % олова) была отлита в Англии на заводе Тивидальской компании (бывшем заводе «Портер») близь Бирмингема и доставлена в Кронштадт на коммерческих пароходах «Гартлепуль»  и «Редер» в конце мая 1867 года. Для доставки на остров Нерва башни с осветительным маячным аппаратом общим весом до 8 000 пудов – 131 тонна использовали винтовую шхуну «Бакан» Дирекции маяков и лоции. Шхуна доставила на остров – на трудноступную скалу, где нет бухточки для якорной стоянки, весь груз в целости.  С весны на острове построили дорогу и пристань для доставки частей башни к месту установки на вершину крутой и неровной гранитной скалы, возвышавшейся на 26 футов – почти 8 метров – над уровнем моря.  

8 августа (27 июля) выгрузка всех частей башни была благополучно закончена.        2 октября (20 сентября) башня была собрана, 10 октября (28 сентября) был установлен маячный осветительный аппарат и на другой день 11 октября (29 сентября) 1867 года маяк Нерва открыл действие.

Аппарат маяка был диоптрический 2 разряда с белым постоянным огнём, освещающим весь горизонт. Высота огня от основания башни была 92 фута – 28,06 м, а от уровня моря – 118 футов – 36,00 м. Огонь был виден на расстоянии 12,5 мили – более 23 км. Башня маяка находилась на расстоянии 10 саженей – 21,3 м к югу от существующей старой каменной башни.

При маяке из запасов Кронштадтского порта  были установлены два колокола для предупреждения мореплавателей об опасности во время тумана. В специально построенной каменной башне над зданием кладовых был повешен колокол весом 10 пудов – 164 кг.

Чугунная башня маяка была отлита по модели башен маяков Сескар и Рижский, который ныне не существует, и имела одинаковый с ними наружный вид. Но внутри, в отличии от этих маяков, впервые в России верхний этаж был сделан тёплым, для чего он внутри был обшит войлоком и деревом, отделён от других этажей люками и имел камин. Дымовая труба от камина была выведена вне башни выше фонаря. Дирекция маяков и лоции посчитала совершенно необходимым в нашем климате в чугунных маяках, освещаемых круглый год,  иметь тёплую комнату для вахтенных служителей. В большие морозы от холода страдают не только вахтенные служители, но в карсельских лампах маячных аппаратов замерзает масло и для того, чтобы лампы горели необходимо применять специальные грелки.

В 1868 году был установлен опреснительный аппарат.

В 1878 году освещение маяка стало производиться не конопляным маслом, а петролеумом, он же пиронафт, – продуктом переработки нефти, название сорта керосина. Расход пиронафта в год был около 98 пудов – около 1600 кг или около 1900 литров. Верхняя площадка башни вокруг фонаря – галерея - по свинцовой выстилке была покрыта асфальтом.

В 1882 году с целью существенного уменьшения тяги по башне в фонарь при открывании наружной двери, нарушающей правильность горения маячного огня, при входных дверях был сделан тамбур.

В 1885 году при маяке был установлен колокол весом уже 20 пудов – 328 кг – из пушечной зелёной меди, изготовленный в Ревеле  заводчиком Вигандом за 128 рублей.

В 1903 году Почтово – телеграфное ведомство  для нужд Морского ведомства с транспорта  «Самоед» Дирекции маяков и лоции  проложило подводный телефонный кабель от маяка Нерва через остров Лавенсари на мыс Кургальский и открыло телефонное сообщение маяка с городом  Нарвой. На маяке телефонной станцией заведовал смотритель маяка.

По Тартускому (Юрьевскому) мирному договору между РСФСР и Финляндией, подписанному 2 февраля 1920 года, остров Нерва с маяком отошёл к Финляндии.

28 июля 1923 года между СССР и Финляндией было подписано «Соглашение о поддержании порядка судоходства в части Финского залива вне черты их территориальных вод, содержании маячных сооружений и лоцманской службы». Этим соглашением устанавливался порядок  согласования и финансирования работ по содержанию, ремонту и переоборудованию 9 маяков, принадлежавших Финляндии, но в надёжной работе которых был заинтересован СССР, который  возложил на себя 50 % расходов на эти цели.

В это время на маяке по-прежнему стоял светооптический аппарат 2 разряда с керосино-калильной лампой. Огонь маяка был белый постоянный с дальностью видимости 16 миль – почти 30 км. На маяке работали 5 человек: смотритель, один старший и три младших служителя. Расход керосина за год был около 2 800 кг – 3 300 литров. Расходы по содержанию маяка  составляли около 110 тыс. марок в год.

Советско – финская война началась 30 ноября 1939 года. 1 декабря на остров с эсминца «Ленин» и сторожевого корабля «Снег» был высажен десант, но он обнаружил только разрушенный маяк. Финны заблаговременно покинули остров. Корабли с десантом  в тот же день ушли.

12 марта 1940 года был подписан Московский мирный договор между СССР и Финляндией по которому остров Нерва отошёл к СССР. 25 декабря 1939 года в Извещении мореплавателям ГС ВМФ было объявлено об установке на острове Нерва на месте разрушенного маяка временного деревянного светящего навигационного знака высотой 10 метров, который имел белый круговой огонь, дававший 15 проблесков в минуту.

В связи с началом Великой отечественной войны гарнизон Красной армии    2 декабря 1941 года покинул остров. 20 июня 1944 года советские войска вернулись на остров. Финских войск на нём не было. Но гидрографы отметили, что вокруг разрушенного маяка сохранились многочисленные землянки из камня, сохранился и деревянный знак постройки 1939 года. Все маячные здания были разрушены. 19 сентября 1944 года было подписано Московское перемирие, а 10 февраля 1947 года – Парижский мирный договор с Финляндией, по которым остров Нерва окончательно перешёл  к СССР.

Уже 11 июля 1945 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 29 было объявлено об установке и открытии действия светящего навигационного знака на острове Нерва на месте разрушенного маяка. Знак, который стоит всё там же до сих пор и является уже маяком,  представляет собой   4-гранную стальную решетчатую пирамидальную башню высотой 35 метров. На башне был установлен белый круговой огонь, имевший 20 проблесков в минуту и дальность видимости 12 миль – более 22 км.  Башня была построена, как и башня маяка Соммерс,  по типовому проекту шифр ЛФ-423. В основании башня имеет размер в плане 7,00 х 7,00 м, на вершине – 2,70 х 2,70 м. Позднее, в 1951 году, для улучшения видимости башни её верхняя часть на высоту 16 метров была обшита досками с просветами, верхняя треть обшивки окрашена в чёрный цвет, нижняя часть – в белый.

4 августа 1945 года Извещением мореплавателям ГС БФ № 104 было объявлено о временном прекращении действия знака Нерва. Вслед за этим 9 октября 1945 года Извещением мореплавателям ГС БФ № 321 было объявлено об установке огня Нерва. Это была 4-гранная стальная решетчатая   пирамидальная башня высотой 10 метров, на которой светил белый круговой огонь, дававший 20 проблесков в минуту и имевший дальность видимости, как и прежде, 12 миль.

В 1948 году на башне высотой 35 метров был установлен светооптический аппарат марки Ф-500 с поясной линзой Л-500, имевшей фокусное расстояние 250 мм, диаметр 608 мм и высоту 545 мм. Аппарат был изготовлен в Казани на заводе № 708. Источником света была 30-литровая ацетиленовая горелка. Работу аппарата обеспечивали   проблесковый аппарат марки К-130 и регулятор давления  марки Т-130. Ацетиленовые газоаккумуляторы марки В-50 были установлены в будке у основания башни знака. Знак получил белый круговой огонь, дававший 60 проблесков в минуту и имевший дальность видимости  10 миль – более 18 км.

В 1950 году были начаты работы по восстановлению маяка, которые выполняла  в/ч 40070, г. Таллинн, Строительного управления Балтийского флота под руководством инженер-майора Сергиенко и Романова.

В декабре 1952 года были построены и приняты в эксплуатацию:

- кирпичное маячное техническое здание, построенное по типовому проекту шифр ТГ-2, разработанному Центральным Военморпроектом. Главный инженер проекта Голубев. Здание имеет размер в плане 14,40 х 13,00 м, общую площадь 143 кв. м, высоту помещений 3,90 м, толщину кирпичных наружных стен 51 см. В здании размещалась аппаратура управления маяком и наутофоном, два дизель – электрические агрегата мощностью по 6,8 квт, аккумуляторы, водогрейные отопительные котлы;

- два 2-квартирных кирпичных жилых дома. В каждой квартире 3 жилые комнаты и кухня. Электрическое освещение и печное отопление, вода привозная и дождевая, собранная с крыш. Уборная вне домов. Размер домов в плане 14,80 х 9,70 м, общая площадь 104 кв. м, высота помещений 2,90 м, толщина кирпичных стен 51 см;

- кирпичная баня в одном блоке с уборной. Размер здания в плане 8,20 х4,60 м, общая площадь 17 кв. м, высота помещений 2,65 м;

- кирпичный склад ГСМ в бочках размером в плане 6,90 х 6,90 м, общей площадью 36 кв. м и с высотой помещений 2,80 м;

- кирпичный склад маячного имущества и продовольствия размером в плане 16,30 х 5,10 м, общей площадью 86 кв. м  с высотой помещений 3,80 м;

- два железобетонных монолитных цилиндрических резервуара с внутренним диаметром по 6,00 м  и ёмкостью по 50 куб. м для питьевой воды, доставлявшейся судами с материка, и кирпичная насосная станция для подачи воды в жилые дома и в маячное техническое здание на расстояние в 350 м;

- два деревянных хозяйственно – дровяных сарая;

- узкоколейный железнодорожный путь длиной 130 м для доставки грузов от места разгрузки катеров и шлюпок в маячный городок;

- кабельная электросеть и штакетная ограда.

В связи с электрификацией маяка в светооптическом  аппарате ацетиленовая горелка была заменена электролампой марки ММ-9 мощностью 500 вт. Сила света маяка увеличилась с 1100  до 7400 свечей. 17 декабря 1952 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 356 было объявлено об изменении цвета огня маяка с белого на красный, увеличении дальности видимости  с 10 до 15 миль – с 18,5 до 27,8 км и изменении характеристики: вместо 20 проблесков в минуту маяк светил 5 сек с перерывом в 10 сек – 4 проблеска в минуту. На башне маяка был установлен дублёр – светооптический аппарат марки Ф-500 с 25-литровой ацетиленовой горелкой.

19 декабря 1953 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 448 было объявлено об установке при маяке Нерва наутофона марки «Тритон-ВЛ-2», который подавал звуковой сигнал при видимости менее 3 миль – 5,5 км.  Вскоре он был заменён на наутофон марки 3/Р5-52 производства ГДР, который работал до 1985 года.

В 1963 - 1964 годах при маяке проводили испытания ветроэлектростанции марки ВЭС-1-5 мощностью 1 квт, а в 1965-1967 годах – автоматической ветро-дизельэлектрической станции АВДЭУ.

В 1977 году на маяке установили автоматический светооптический аппарат марки АСА-500 с фонарём, предназначенный для размещения на открытой площадке и который действует до сих пор. В связи с этим цвет огня был изменён с красного на белый, дальность видимости огня увеличена с 15 до 18 миль – с 27,8 до 33,3 км и характеристика огня стала: свет 1 сек + темн. 7 сек – период 8 сек.

С 25 февраля 1993 года маяк Нерва переведён на работу в автоматическом режиме, персонал с маяка снят.

Начальниками маяка были: в 1953 году – главный старшина Квашнин, в 1981 году - Зарайский.

Маяк находится в ведении Гидрографической службы Балтийского флота.

 

Ю.Шухин

10 февраля 2020 года

 

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида