Мощный, маяк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маяк Мощный

Историко – техническая справка

 

          Маяк Мощный установлен в западной части острова Мощный, вблизи мыса Северный – оконечности выступающей к северу от острова песчано – каменистой косы Киркорви.

           Остров Мощный находится посредине восточной части Финского залива. Ранее остров носил названия Лавенсари, Лавенсаари и Лавансаари, финское название Lavansaari. Полагают, что все эти названия произошли от финских слов «lavea» - широкий, обширный и   «saari» - остров. Соседний ближайший остров, лежащий в 6 км в востоку и ныне носящий название Малый, ранее назывался Пиенисари, что в переводе означало Малый остров. Изменение названий островов на современные было произведено по решению Леноблисполкома от 27 мая 1950 года. Остров Мощный административно относится к Кингисеппскому району Ленинградской области.

           Остров Мощный имеет размеры: с север на юг – около 6 км, с запада на восток около 5,7 км. Его площадь 13,4 кв. км. На острове пять бухт, пригодных для стоянки малых судов и катеров. Остров находится на расстоянии 130 км от Санкт-Петербурга, 90 км от Выборга, 40 км от острова Гогланд, 25 км от островка Вигрунд и Кургальского полуострова. Вокруг острова лежит большое количество мелких островков, рифов и мелей. Для обеспечения безопасности плавания у берегов острова на нём, кроме маяка,  установлено 2 створных маяка, 14 створных и 3 опознавательных навигационных знака.

Географические координаты маяка Мощный:

широта 60° 02,2' N, долгота 27° 49,7' E.

           Штатный номер маяка Мощный по книге «Огни и знаки Балтийского моря,  № 2201» издания 2009 года - 1630. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – С 3952.

           Маяк предназначен для обеспечения плавания судов по Большому Корабельному фарватеру и на подходе к Лужской губе.

           Маяк установлен в расстоянии 30 м от береговой черты на высоте 2,45 м над уровнем моря.

           Маяк Мощный представляет собой железную, 8-гранную решетчатую пирамидальную башню с фонарём высотой 29,7 м. Верхняя часть башни обшита полосовым железом с просветами.

           Необходимость иметь маяк на острове Лавенсари была осознана со времени начала бурного развития российского флота и значительного увеличения количества приходящих в Петербург иностранных коммерческих судов. Уже в 1755 году Адмиралтейств – Коллегия посчитала «полезным для мореплавания» иметь маяк между островами Гогланд и Сескар, для чего предложила Кронштадтской конторе над портом поручить командирам лоц-галиотов обследовать острова Лавенсари и Нерва для установки на одном из них маяка. Было установлено, что для этой цели более подходит северная оконечность острова Лавенсари. Но, приняв решение построить на острове Сескар  маяк более высокий, чем ранее предполагалось, установку маяка на острове Лавенсари решили не осуществлять.

           В 1844 году на мысе Кир-корви-неня, ныне мыс Северный полуострова Киркорви,  в 90 саженях от его оконечности – 192 м - была построена деревянная 4-гранная пирамидальная башня с крышей высотой 80 футов – 24,40 м – дневной навигационный ориентир. Башня располагалась на высоте 8 футов – 2,44 м – над уровнем моря. Башня была обшита досками. Обращённые в сторону моря северо-западная и северо-восточная стороны были окрашена  в белый цвет, две другие – в красный цвет. Крыша была чёрной.

           Одновременно на низком песчаном перешейке, соединяющем, как тогда считали, два острова – Лавенсари и Суй-сари, а ныне остров Мощный с полуостровом Промежуточный, в расстоянии 2,5 мили от башни был установлен чёрный деревянный квадратный щит с белым кругом посредине на 4-гранной пирамидальной опоре. Башня и щит образовали створ с направлением 142° - 332°.

           Поскольку башня не имела освещения и необходимости держать штат маячников для поддержания горения огня не было, но нужно было обеспечить сохранность башни от злоумышленников, башня первоначально находилась «в ведении местного гражданского начальства Выборгской губернии». Впоследствии она перешла в полноправное ведение Дирекции маяков и лоции.

           Из-за гниения и разрушения деревянных конструкций башни в условиях повышенной влажности морского побережья, башня возобновлялась в прежнем виде на том же месте в 1874 году  и 1891 году – но уже на каменном фундаменте.

           На острове были установлены и 15 (03) августа 1898 года были освещены два малых маяка створа Лавенсари – ныне Мощный для обеспечения прохода судов между банками в гавань острова, в бухту Малмигетлахт – ныне бухта Окольная.

           В 1901 году на острове была учреждена туманная станция, с которой во время тумана каждые 10 минут производился взрыв пироксилиновых патронов. Зимой три взрыва подряд означали для рыбаков «Угрожает опасность, спешите на берег».

           В 1903 году по распоряжению Почтово – телеграфного ведомства России для нужд Морского ведомства при башне Лавенсари была открыта телефонная станция, которая подводным кабелем была соединена с маяком Нерва и с городом Нарвой через  кордон на Кургальском мысе. Телефонный кабель был проложен транспортом Дирекции маяков и лоции «Самоед», который был предоставлен на 2 месяца в распоряжение Почтово – телеграфного ведомства. Телефонная станция находилась в заведовании начальника финляндского почтового отделения на острове.

           В 1910 году  была построена железная 8-гранная пирамидальная решетчатая башня с железной же пирамидальной крышей высотой 25,65 м на каменном фундаменте высотой 0,95 м. Общая высота сооружения от планировочной отметки грунта 26,60 м. Башня оставалась несветящим навигационным знаком. Эта башня стоит до сих пор.

           Башня имеет по высоте 5 поясов высотой по 5,00 м. Основными  несущими конструктивными элементами являются стойки, выполненные из двух равнобоких уголков и установленных полками наружу. Ширина полок уголков от 100 мм в нижней панели до 70 мм в верхней. Башня имеет горизонтальные и наклонные связи из одиночных уголков с полкой шириной 60 мм. Верхние три пояса башни высотой 15,0 м имеют горизонтальную обшивку из полосового железа с зазорами. Цвета окраски башни были сохранены.

           В основании башня имеет диаметр вписанного круга 8,00 м

           Каменный, также 8-гранный в плане, фундамент имеет диаметр вписанного круга 9,40 м и длину стороны 3,90 м.

           Для подъёма в башне была предусмотрена деревянная маршевая лестница.

           Во время Первой мировой войны на острове были установлены 10-дюймовая и 6-дюймовая артиллерийские береговые батареи Балтийского флота.

            В 1920 году по Тартускому (Юрьевскому) мирному договору РСФСР и Финляндии остров отошёл к Финляндии и был демилитаризован, батареи были демонтированы.

           28 июля 1923 года между СССР и Финляндией было подписано соглашение о поддержании порядка судоходства в части Финского залива вне черты их территориальных вод, содержании маячных сооружений и лоцманской службы. Этим соглашением устанавливался порядок  согласования и финансирования работ по содержанию, ремонту и переоборудованию 9 маяков, принадлежавших Финляндии, но в надёжной работе которых был заинтересован СССР, который  возложил на себя 50 % расходов на эти цели. В Соглашение на острове Лавенсари попали два створных маяка, работавшие в автоматическом режиме и башня. За ними следил сторож, которому платили до 1 800 марок в год. Эксплуатационные расходы на указанные три объекта составляли до 3 600 марок в год. Маяки освещались керосином.

           В 1923 году гражданское население острова достигло максимальной численности – 1338 человек, которые занимались рыболовством и морскими перевозками. На острове было до 85 небольших судов.

          В 1931 году вблизи  башни  была установлена  железная колонна высотой 3,70 м, на которой разместили светооптический аппарат, имевший секторный постоянный огонь белого, красного и зелёного цвета с дальностью видимости белого огня 6 миль.   

           Вскоре, очевидно в 1935 году, светооптический аппарат был переставлен на предпоследнюю площадку башни Лавенсари и стал светить с высоты 20,65 м от основания или 23,10 м от уровня моря. Дальность видимости огня не удовлетворяла мореплавателей. 8 июня 1937 года начальник Северного Центрального Морского управления («СевЦУМор») по представлению Балтийского морского пароходства просил усилить видимость огня башни Лавенсари. В заключительном протоколе 13 конференции по Соглашению о поддержании порядка судоходства в части Финского залива…, проходившей 25 – 29 октября 1938 года, было признано желательным усилить огонь на башне. Это пожелание Финляндией было выполнено и в 1939 году маяк получил белый постоянный круговой огонь с дальностью видимости 16 миль, который несколько позднее стал работать с характеристикой 15 проблесков в минуту.

           В ходе советско – финской войны 30 ноября 1939 года остров был занят десантом двух усиленных рот морской пехоты Балтийского флота. Жители ещё в октябре были вывезены с острова правительством Финляндии. Маяк после непродолжительного перерыва, как было объявлено в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 1196 от 25 декабря 1939 года,   продолжил работу белым постоянным круговым огнём с дальностью видимости 16 миль. На основании Московского мирного договора между СССР и Финляндией, подписанного 12 марта 1940 года, остров Лавенсари стал принадлежать СССР. В Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 763 от 29 июля 1940 года было объявлено о возобновлении работы огня маяка с прежней проблесковой характеристикой.

           Во время  Великой Отечественной войны после эвакуации 2 декабря 1941 года базы Балтийского флота с полуострова Ханко в Финляндии и 7 декабря 1941 года частей Красной армии с острова Гогланд остров Лавенсари стал самым западным пунктом обороны СССР на Балтике и оставался им в течении всей войны. Для снабжения войск на острове в зимы 1941 – 1942 и 1943 – 1944 годов была проложена ледовая автомобильная дорога длиной 71 км через остров Сескар до маяка Шепелёвский на Ораниенбаумском плацдарме («пятачке»). В зиму 1942 – 1943 годов на заливе льда не было.

           Парижским мирным договором с Финляндией,  подписанным 10 февраля 1947 года было подтверждено, что  остров Лавенсари принадлежит СССР.

           После окончания войны Извещением мореплавателям ГС БФ № 163 от 27 августа 1945 года было объявлено о возобновлении действия огня башни Лавенсари на прежнем месте. Маяк стал светить в двух секторах огнями белого и красного цвета. Дальность видимости белого огня была 12 миль, красного цвета – 9,5 мили. Огонь работал в режиме 20 проблесков в минуту. На башне стоял светооптический аппарат марки Ф-300 с ацетиленовой горелкой.  Башня маяка (в то время квалифицировался как освещаемый знак) после двух войн находилась в удовлетворительном состоянии, только крыша в девяти местах была пробита пулями и прогнила деревянная маршевая лестница.

           В 50-е годы маяк был переведён на электрическое автономное освещение, для чего была установлена ветроэлектростанция марки ВЭ-5 с аккумуляторными батареями. На башне был установлен светооптический аппарат марки Ф-500. Огонь стал белым круговым проблесковым с характеристикой: период 2 сек, свет 0,5 сек, темно 1,5 сек. Дальность видимости огня была 10 миль. Для размещения аккумуляторов ветроэлектростанции и резервного бензо-электрического агрегата около башни хозспособом силами гидрографической службы было установлено рубленное здание, получившее название «моторная и аккумуляторная»  размером в плане 4,10 х 2,50 м и с высотой помещений 2,50 м.

           Извещением мореплавателям ГС БФ № 426 от 24 ноября 1960 года было объявлено, что  огонь Башни Лавенсари остаётся белым, но становится группо-проблесковым: период 10 сек – 1 сек свет +2 сек тем. + 1 сек свет + 6 сек темн. с дальностью действия 12 миль. Бывший основной огонь становится резервным.

           Циркулярным указанием начальника Гидрографической службы ВМФ № 1 от 17 января 1964 года светящий навигационный знак Лавенсари был переименован в электромаяк Лавенсари.

           В 1961 году были развёрнуты работы по реконструкции маяка. Предполагалось установить на башне фонарь с современным отечественным светооптическим аппаратом, построить маячный городок для постоянного проживания работников маяка и обеспечения непрерывной работы дизель – электрической станции с целью надёжного  электропитания маяка, створных маяков и знаков, для  чего проложить кабельную электросеть. Ведение работ было возложено на УНР-67 Морской инженерной службы Ленинградской ВМБ. Руководили работами подполковник-инженер М.Ф.Симуни и С.Я Клименко.

           На башне был установлен фонарь (фонарное сооружение) по типовому проекту  шифр ТР-9/1, разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМФ г. Ленинград. Изготовлено оно было на Механическом заводе № 55 Минобороны СССР в пос. Стрельня, г. Ленинград. Работы по установке фонаря, реконструкции и окраске башни были начаты в 1963 году и приняты 25 декабря 1964 года. Светооптический аппарат марки ЭМН-500 с электролампой мощностью 500 вт был установлен   в 1966 году. Характеристика огня не изменилась, но дальность увеличилась до 15  миль.

           Так как разместить маячный городок на косе Киркорви рядом с маяком было невозможно из-за отсутствия допустимых условий обитания, то он был расположен на расстоянии 1,9 км от маяка.

           Работы по строительству маячного городка были развёрнуты в ноябре 1961 года и завершены сдачей объекта в эксплуатацию  25 декабря 1964 года. Были построены: маячное техническое здание, 2-квартирный жилой дом, баня, хоздвор, колодец, объекты благоустройства.

           Маячное техническое здание (МТЗ) было построено из кирпича по типовому проекту шифр  ТР-49/1-60,  разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМФ г. Ленинград. К зданию в 1967 году была сделана пристройка. Размер здания в плане 12,60 х 6,40 м, его общая площадь 71 кв. м, высота помещений 3,00 м. В здании были установлены два дизель – электрических агрегата марки ДГА-12, аккумуляторные батареи – основная марки 5-КН-100 и резервная марки СТК-135, оборудование управления огнём маяка, радиостанция. Отопление здания печное. Для электропитания маяка от МТЗ был проложен кабель марки ААБ 3 х 25 + 1 х 16 длиной 1900 м.

           2-квартирный кирпичный жилой дом с печным отоплением имеет в каждой квартире 2 жилые комнаты, кухню и вспомогательные помещения. Его размер в плане 13,52 х 9,08 м, общая площадь 86  кв. м.

           Так как построенный дом не позволил разместить весь персонал маяка, в течении 1967 и 1968 годов был произведен перенос находившегося на острове бесхозного рубленного здания в маячный городок и перепланировка его под жилой 1-квартирный дом силами маячной ремонтной группы и персонала маяка. Работами руководили капитан 2 ранга Г.А.Чумак и В.Г.Горбунов. Здание имеет размер в плане 11,60 х 9,80 м, общую площадь 109 кв. м и высоту помещений 2,90 м. В доме 4 жилые комнаты и кухня. Отопление печное. Дом был принят в эксплуатацию 22 октября 1968 года.

           В 1974 году при маяке была установлена станция радионавигационной системы «Рым-Б», а в 1984 – радиолокационный маяк – ответчик марки «АГА-Эрикон».

           Маяк Мощный находится в ведении Гидрографической службы Балтийского флота.

 

Ю.Шухин

 

 

 

 

 

 

Чертёж башни Лавенсари по состоянию с 1910 по 1932 год

 

 

Вид светящего навигационного знака Лавенсари с 1933 по 1964 год

 

6 января 2020 года

 

    

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида