Кронштадтские (Николаевские), створные маяки

 

Кронштадт и Кроншлот

 

 

Маяки Кронштадтского створа

Историко – техническая справка

Маяки Кронштадтского створа установлены: Передний маяк – на южной стороне форта Кроншлот, Задний маяк – на восточной стороне Военной гавани порта Кронштадт. На линии створа перед Передним маяком в расстоянии 180 м стоит красная железная башня упразднённого Переднего Николаевского маяка.  Маяки располагаются на западной границе Невской губы Финского залива в пределах Петербурга.

Ныне упразднённый в связи с вводом в действие сооружений защиты от наводнений створ Кронштадтских маяков был предназначен для обеспечения плавания судов от Санкт-Петербургского приёмного буя по Кронштадтскому Корабельному  фарватеру до пересечения со створом Большого Кронштадтского рейда.  Направление створа 286,9° – 106,9°.

Географические координаты Переднего маяка: широта 59° 58,7´ N, долгота 29° 45,0´ E. Задний маяк установлен в расстоянии 1,3 мили – 2,4 км от переднего маяка.

Штатные номера Кронштадтских маяков по книге «Огни и знаки Балтийского моря № 2201»: переднего маяка - 490, заднего маяка – 491. Международные номера этих маяков по издаваемому Великобританией описанию огней: переднего маяка – С4012, заднего маяка – С4012.1.

Передний маяк высотой 25,4 м установлен на высоте 4,24 м от уровня моря. Задний маяк высотой 56,8 м установлен на высоте 2,44 м над уровнем моря.

С момента основания Санкт-Петербурга в районе пролива, отделяющего остров Котлин от южного берега залива, стояли две взаимозависимые задачи. Одна -  обеспечить безопасное плавание судов по расположенным там рейдам и далее - в Петербург. Другая – создать условия для недопущения прорыва  вражеских судов по проливу в Петербург. Следует учесть, что все гавани Кронштадта находятся на южном берегу острова Котлин. По северному проливу между островом Котлин и северным берегом залива из-за мелководья и большого количества подводных препятствий судоходство тогда и сейчас осуществляется ограниченно.

Осенью 1703 года Пётр Ι отдал приказ о строительстве форта, получившего название «Кроншлот», на ряжах на северном краю материковой отмели, которая теперь называется Ораниенбаумская, на глубине около 3,0 метров.

В 1800 году после разрыва отношений с Великобританией возникла  опасность попытки прорыва вражеского флота к Петербургу. Для усиления защиты фарватера на краю Ораниенбаумской отмели в расстоянии около 1,5 км к юго-западу от Кроншлота на глубине 4,0 метра на ряжах было построено деревянное укрепление протяжённостью 408,0 метров, на котором было установлено более 66 пушек. Укрепление получило название «Рисбанк» – трансформированное «Рифсбанк», в переводе «скальный риф, скальная мель».

Устройству Кронштадтского створа маяков, ранее носившего название «Николаевский створ маяков», предшествовала установка навигационных огней на форту «Рисбанк», впоследствии получившего наименование «Павел Ι».

В последующие годы форт совершенствовался и обустраивался. В конце 1841 года инженер-генерал-лейтенант М.Г.Дестрем при участии императора Николая Ι, имевшего военное инженерное образование, составил проект кардинальной реконструкции форта с использованием гранитных блоков. Одновременно под руководством инженер-генерал-майора В.И.Маслова и инженер-капитана Чайковского начались строительные работы по реализации проекта. 25 февраля (9 марта) 1854 года по окончании работ Николай Ι переименовал форт в «Павел Ι» в честь своего отца - императора Павла Ι.

Около 1848 года, ещё до окончания строительных работ, на северо –западной оконечности форта на мачте были установлены 3 постоянные огня, «обыкновенного цвета», то есть белого, которые показывали место форта судам, идущим по Кронштадтскому рейду. Огни были установлены на мачте на высоте 14,35 м над уровнем моря и 7,95 м – от основания мачты. Географические координаты огней указаны в описании маяков Российской империи издания 1850 года: широта 59° 58´ 31ʺ N, долгота 29° 44´ 10ʺ E.

По окончании строительных работ в 1855 году эти 3 огня с той же целью были перенесены на средину форта и установлены на мачте с горизонтальным реем, направленным перпендикулярно к входу на Кронштадтский рейд, на высоте 25,0 м над уровнем моря и 6,10 м – над основанием мачты. Каждый фонарь имел 4 медных лужённых рефлектора и освещался 4-мя сальными свечами. Огни были видны в ясную погоду на 8 вёрст. Огни зажигали 1 августа и гасили по окончании навигации. Географические координаты огней, указанные в описании маяков Российской империи издания 1860 года: широта 59° 58´ 30ʺ N, долгота 29° 44´ 18ʺ E.

Три навигационных огня на форту «Павел Ι» были упразднены в 1860 году после освещения створа маяков на Кроншлоте. Форт «Павел Ι» был разрушен 20 июня 1923 года в результате взрыва хранившихся там морских мин. Руины форта можно видеть и сейчас.

Устроенные на Кронштадтском рейде в период Крымской войны 1853 – 1856 годов, когда англо – французская эскадра находилась в непосредственной близости от острова Котлин, ряжевые и минные заграждения, а также появившиеся в значительном количестве  паровые суда с постоянными белыми осветительными огнями потребовали создания створа маяков для входа на рейд ночью. На основании опыта плавания кораблей флота в ходе боевых действий в восточной части Финского залива в 1857 году капитан корпуса флотских штурманов Рычков представил «Проект устройства створных маяков с малым углом освещения между опасностями с обеих сторон Большого рейда наподобие Екатеринтальских в  Таллине».

Он предложил построить Задний маяк высотой 30,50 м на северо – восточном углу Военной гавани – приблизительно там, где Задний маяк установлен сейчас, а Передний маяк – на юго – западном углу Кроншлота. Но Гидрографический департамент посчитал более правильным установить оба маяка на бастионах Кроншлота. Передний, западный маяк с высотой огня 20 футов – 6,10 м от уровня моря предлагалось установить на юго – западном углу крепости, а Задний, восточный маяк с высотой огня 43 фута – 13,12 м от уровня моря – на Среднем южном бастионе. Створ маяков имел направление       SO – NW 73°. Расстояние между маяками получалось 101 сажень – 215 м.

  Мнение департамента одобрил командовавший флотом генерал-адмирал великий князь  Константин Николаевич (1827 – 1892), которому тогда было 30 лет. По распоряжению Строительного департамента Морского ведомства помощником директора Балтийских маяков полковником корпуса флотских штурманов Кисляковским маяки были установлены в том же году и освещены 22 (10) октября 1857 года.

Маяки получили наименование «Николаевские или Кронштадтские», которое они носили до 1885 года, когда стали именоваться «Николаевские». После упразднения Переднего Николаевского маяка и ввода в действие нового Заднего Кронштадтского маяка  Задний Николаевский маяк после 1917 года получил название «Передний Кронштадтский».

Передний (нижний, западный) маяк был установлен на юго – западном бастионе Николаевской батареи Кроншлота – отсюда названия маяков - на высоте 3,66 м над уровнем моря. Он представлял собой 4-гранную жёлтую деревянную будку высотой 3,50 м, в окне которой была размещена керосиновая  лампа Арганда с рефлектором. Маяк  светил постоянным красным огнём. Высота огня над уровнем моря была 6,10 м. Географические координаты маяка: широта   59° 58´ 46ʺ N, долгота 29° 45´ 54ʺ E. Маяк предназначался только для плавания по створу, так как не имел резких пределов своего угла освещения и его огонь был виден и на береговых отмелях рейда. Для отличия Переднего маяка днём от других зданий заведовавший лоцманской и маячной частями в Кронштадте генерал-майор Семёнов предложил окрасить в белый цвет западную сторону маяка и вертикальную полосу шириной 1,83 м на внешней стороне западной стенки Кроншлота от верхней её грани до воды по створу маяков. С одобрения генерал-адмирала Константина Николаевича в сентябре 1859 года это было исполнено.

Задний (верхний, восточный) маяк створа был установлен на южном бастионе Николаевской батареи Кроншлота также на высоте 3,66 м над уровнем моря. Это была 4-гранная деревянная жёлтая башня высотой 9,00 м. На верхней площадке башни в фонаре был установлен диоптрический аппарат Френеля 6 разряда с белым постоянным огнём. Огонь маяка располагался на высоте 13,12м над уровнем моря. Маяк светил по створу на запад в секторе 10 ° от NW 68° до   NW 78° и на восток в секторе 180° от N через  E до S для предупреждения идущих из Петербурга судов о месте нахождения форта.

С 07 (19) декабря 1857 года, когда залив покрылся льдом, по 24 апреля (05 мая) 1858 года освещение маяков было прервано.

В январе – марте 1861 года по приказанию генерал-адмирала Константина Николаевича высота огней маяков была увеличена. Будка Переднего маяка была надстроена на 0,61 м, а башня Заднего маяка – на 3,66 м. Огни маяков оказались на высоте 7,63 м и 16,78 м над уровнем моря  и 4,88 м и 13,11 м от основания соответственно.

В 1859 году по инициативе директора Инженерного департамента Военного ведомства инженер-генерала Эдуарда Ивановича Тотлебена (1818 – 1884) и под его руководством приступили к завершению реконструкции Николаевской батареи на Кроншлоте, прерванной в августе 1855 года. Разобрали всю старую западную стену Кроншлота, на валганке которой (или валганге -  примыкающей к брустверу площадке для установки пушки) стоял Передний маяк. Как указано в Отчёте Гидрографического департамента, проведённые в 1861 году исследования, а также опыт, привели к убеждению, что достаточно будет одного маяка «с сильным и совершенно отличительным угловым освещением». Кроме того, Передний маяк имел недостаточную высоту, так что ближайшие суда заслоняли  его для идущих вдалеке судов.

Предложено было вместо существующего временного деревянного Переднего маяка установить новый маяк с аппаратом 2 разряда. Передний маяк был разобран в 1862 году. В порядке опыта его красный огонь поместили на Заднем маяке ниже его белого огня на 5,50 м на высоте 11,30 м над уровнем моря. В отсутствие Переднего маяка Задний маяк в 1862 году получил название «маяк Николаевский или Кронштадтский с двумя огнями» до постройки и освещения нового Переднего маяка в 1865 году.

В 1863 году проект Переднего маяка был разработан при Строительной части Кронштадтского порта и в соответствии с проектом была ассигнована необходимая сумма.

В 1864 году было начато строительство маяка и 12  (24) мая 1865 года работы были закончены и маяк был освещён. Чугунная башня маяка с красным огнём была установлена на оставшемся каменном фундаменте разобранного Западного бастиона Кроншлота на месте упразднённого прежнего маяка перед Николаевской батареей на высоте 2,74 м над уровнем моря. На башне был установлен катодиоптрический аппарат Френеля 4 разряда с рефлектором, с красным постоянным огнём в целях его отличия от огня заднего маяка и от судовых и береговых огней. Аппарат был выписан из Англии.

Огонь маяка был расположен на высоте 7,62 м от уровня моря и 4,88 м от основания башни. Огонь светил в секторе от NW 27°  до SW 63°. Створ маяков имел прежнее направление NW – SE 73°. Расстояние между маяками было 183 м. Западная половина башни была окрашена в белый цвет, восточная – в тёмно-коричневый. Крыша фонарного помещения была зелёная.

Маяк был соединён с новым Западным бастионом деревянным мостом длиной 81 м, который поддерживался тремя деревянными устоями. Около башни маяка был установлен соединённый с нею чугунный тёмно-коричневый домик, обшитый внутри деревом,  для двух человек вахтенных маячных служителей.

Задний деревянный маяк, построенный в 1857 году, к 1874 году обветшал. Как писал директор маяков и лоции Балтийского моря генерал-майор Р.Баженов уже в 1884 году, деревянная башня была построена по военным соображениям, не допускавшим установки на батарее каменной башни.  В 1874 году маяк был включён в впервые разработанный в России перспективный «План постепенного производства работ по сооружению маяков начиная с 1875 года» со сроком выполнения работ в 1882 году. Но это плановое задание выполнено не было.  

В 1881 году был выполнен ремонт Заднего маяка. Были установлены подпоры башни, в её нижней части были заменены сгнившие несущие конструкции. Крыша фонаря была перекрыта железом и окрашена, исправлена лестница, заменена и окрашена обшивка башни.

В Отчёте Гидрографического департамента за 1884 год отмечалось, что башня Заднего маяка отклонилась от вертикали. В связи с её совершенно неудовлетворительным состоянием было повторно решено строить новую башню. На случай военных обстоятельств посчитали полезным сделать башню разборной. Предполагалось построить и новую башню Переднего маяка. Высоту новых башен увеличить: Переднего маяка – до 12,20 м, Заднего маяка – до 21,35 м.

В 1885 году строительство маяков снова отложили, хотя дополнительно отметили, что необходимость улучшения маячного освещения входа в Кронштадт с моря осознана давно и основными недостатками маяков Николаевского створа являлись слабость и малое возвышение их огней. Предлагали в 1886 году установить чугунные разборные башни маяков, на которые установить аппараты Френеля 3 разряда.

Однако, к работам приступили только в 1890 году, когда были заложены фундаменты новых башен. На время разборки старых башен и до готовности новых с 11 (23) июня 1890 года вблизи них было открыто маячное  освещение на канделябрах с сохранением направления створа, высоты и характера огней.

Новые Передний и Задний маяки Николаевского створа на Кроншлоте были построены и освещены в 1891 году. Башни этих маяков сохранились до сих пор. Железные башни маяков были спроектированы, изготовлены и установлены Чугунолитейным и механическим заводами Франца Карловича Сан – Галли (1824 – 1908) в Петербурге. Башни маяков одинаковой конструкции имеют коническую форму с сильно расширяющейся нижней частью. Конструкция башен - решетчатый пространственный каркас из железного проката, собранный на железных заклёпках, обшитый листовым вальцованным железом также на железных заклёпках – то есть это была сплошностенчатая железная клёпанная конструкция. Башни завершаются круглой железной площадкой на кронштейнах с перилами, на которой установлен фонарь. Башни опираются на железную раму из проката, которая закреплена анкерами на бетонном фундаменте. Внутри башни для подъёма в фонарь установлена винтовая лестница шириной 90 см, собранная из чугунных просечных ступеней.

Маяки находились в ведении Дирекции маяков и лоции Балтийского моря. При маяках на Кроншлоте в начале ХХ века была устроена спасательная станция.

Передний маяк установлен на месте прежнего маяка на насыпи, оставшейся после разборки западного бастиона. Его географические координаты, определённые и опубликованные в 1891 году: широта 59° 58´ 44,4ʺ N, долгота 29° 44´ 46,3ʺ E .

Передний маяк высотой 16,16 м от основания до верха дефлектора установлен на облицованном гранитными плитами массивном бетонном фундаменте, возвышающемся на 2,75 м над уровнем моря. Первоначально башня была окрашена в белый цвет, а крыша фонаря – в зелёный. В фонаре был установлен аппарат Френеля 1 разряда с секторным освещением (feu de direction). Аппарат имел постоянный красный огонь, яркий луч которого был направлен по створу маяков NW 73° (107° - 287°). Высота огня от уровня моря была 16,00 м, от основания маяка – 13,25 м. Дальность видимости огня Переднего маяка была 12,8 мили – 23,7 км. Сила света – 2 000 свечей. Огонь ослаблялся в силе по обе стороны створной линии до полного исчезновения за пределами сектора белого огня Заднего маяка.  

Аппарат Переднего маяка освещался пиронафтом (сорт керосина). Его годовой  расход  зависел от длительности работы маяка. Так в 1902 году маяк светил с 31 марта по 20 ноября и с 15 по19 декабря – всего 2376 часов и расход составил 25 пудов 26 фунтов пиронафта – 420 кг или 494 литра. В 1906 году маяк светил с 12 апреля по 07 декабря. За 2633 часа было израсходовано 29 пудов 06 фунтов пиронафта – 478 кг или 562 литра.

К башне с западной стороны на её же фундаменте пристроена 4-гранная пирамидальная железная решетчатая опора для прикреплённой к фонарю трубы, ограничивающей угол освещения маячного огня. Железная труба длиной около 4,50 м и диаметром около 1,00 м установлена на опоре горизонтально.

После постройки и освещения в 1915 году нового Заднего Кронштадтского маяка на Восточной стенке Военной гавани в Кронштадте Передний Николаевский маяк был упразднён, светооптический аппарат демонтирован и башня маяка  стала использоваться как несветящий створный знак.

Задний (верхний, восточный) Николаевский или Кронштадтский створный маяк – ныне Передний Кронштадтский створный маяк высотой от основания до верха дефлектора 24,85 м был установлен на южном бастионе Николаевской батареи на Кроншлоте на высоте 4,27 м от уровня моря. Конический ствол  башни, расширенный в нижней части, имеет высоту 18,90 м, диаметр опорной части 8,50 м и верхней части 3,50 м. Круглая верхняя площадка с балконом диаметром 5,60 м для технического обслуживания остекления фонаря опирается на кронштейны в верхней части ствола. На площадке установлен цилиндрический фонарь для размещения светооптического аппарата с крышей в виде купола высотой 5,95 м и диаметром 3,50 м с одноярусным штормовым остеклением высотой около 2,00 м. Круглый бетонный фундамент башни с уступами имеет высоту 4,00 м,  диаметр по верху 9,00 м и по низу 10,50 м. Первоначально башня была окрашена в красный цвет, а крыша – в чёрный.

Географические координаты Заднего маяка, определённые в 1891 году: широта      59° 58´ 42,6ʺ N , долгота 29° 44´ 57,5ʺ E.

На маяке был установлен диоптрический аппарат Френеля 3 разряда с круговым освещением постоянным красным огнём, но в секторе в направлении створной линии от NW 69° 09´ до  NW 76° 51´- размер угла 7° 42´- светил белый постоянный огонь. В современной системе этот угол был между направлениями 283° 09´ и 290° 51´.

Оптическая система аппарата имела диаметр 800 мм. Вес аппарата был около 900 кг. В аппарате стояла керосиновая горелка с тремя круглыми концентрически расположенными светильнями (фитилями), которые имели пламя высотой 82 мм.   Сила света белого огня была 12 000 свечей, красного – 2 000 свечей. Дальность видимости белого огня была 15 миль – 27,8 км.

В 1902 году маяк светил в течении 2 376 часов. Для его работы за год было израсходовано 51 пуд 39 фунтов петролеума – керосина, то есть 851 кг или 1 001 литр. В 1906 году маяк светил в течении 2 633 часов и за год было израсходовано 58 пудов 11 фунтов керосина, то есть 955 кг или 1 124 литра.

Створ маяков был устроен таким образом, что «… судно, идущее на запад, в море, если выходило из пределов угла белого огня Заднего маяка, то некоторое время видело оба красных огня обоих маяков и по их положению могло определить, в какую сторону – к северу или к югу от безопасного фарватера оно уклонилось. Затем, с исчезновением красного огня Переднего маяка будет виден только красный огонь Заднего маяка. Когда судно идёт с моря, при открытии маяков на горизонте, на линии створа огни маяков почти сливаются».

Огонь Заднего маяка располагается на высоте 25,65 м над уровнем моря и 21,38 м от основания башни. До 1917 года при маяке было построено одноэтажное кирпичное маячное техническое здание общей площадью 65 кв. м для размещения вахтенных служителей маяка, хранения маячного имущества и керосина. В 1970 году работники маяка построили деревянный сарай площадью 22 кв. м для хранения дров для отопления здания.

После ввода в действие в 1915 году нового Заднего Кронштадтского маяка с железобетонной башней, установленного на Восточной стенке Военной гавани в Кронштадте, Задний Николаевский маяк на Кроншлоте стал Передним Кронштадтским маяком. После 1917 года маяк перешёл в ведение Отдельной лоцдистанции Финского залива, а с 1935 года – в ведение Гидрографического отдела Балтийского флота.

В 1930-е годы постоянный красный огонь маяка был изменён на затмевающийся: свет 1 сек + темн.0,3 сек – период 1,3 сек. Остальные характеристики огня не меняли. С началом войны действие маяка было прекращено и возобновлено по её окончании 25 августа 1945 года. Характеристика огня была изменена – он стал белым постоянным, а с 4 мая 1946 года маяк стал работать с довоенной характеристикой огня. В 1952 году огонь маяка стал затмевающимся с новой характеристикой: свет 4 сек + темн. 1,5 сек – период 5,5 сек – 11 проблесков в минуту. На маяке был установлен резервный огонь с прежней характеристикой основного огня. Маяк был переведён на электрическое освещение. Для этого Кроншлот был подключён к электросети Кронштадта подводным кабелем. В 1974 году на Переднем Кронштадтском маяке в качестве основного аппарата была смонтирована электрическая маячная газосветная установка марки ЭМГУ-220. Огонь стал красным постоянным, который светил в секторе 120° от 227° до 347°. Дальность видимости огня стала 15 миль – почти 28 км. В секторе 240° - от 347° до 227° маяк светил белым затмевающимся огнём с прежней характеристикой и дальностью видимости как у красного огня.

В 2007 году в связи с вводом в эксплуатацию сооружений защиты от наводнений маяк был упразднён.

В 1915 году, спустя почти 60 лет был реализован проект капитана корпуса флотских штурманов Рычкова и на северо-восточном углу Восточной стенки Военной гавани в Кронштадте был установлен Задний Кронштадтский маяк. Существующий и ныне Задний Николаевский маяк стал Передним Кронштадтским маяком. Необходимость установки нового маяка была осознана, когда ранее существовавший створ из-за незначительности межстворного расстояния – расстояния между маяками створа - перестал удовлетворять потребности мореплавателей в связи со значительным ростом интенсивности и скорости движения судов, увеличением их размеров и осадки. Кроме того, наличие на акватории рейда нескольких рядов подводных ряжей, установленных в XIX веке для недопущения неприятельских флотов в Петербург сильно ограничивали ширину фарватера.

Географические координаты маяка: широта 59° 58,3´ N, долгота 29° 47,5´ Е. Маяк установлен в расстоянии 1,3 мили – 2,4 км от Переднего маяка, что почти в 13 раз больше прежнего межстворного расстояния.

Башня маяка была выполнена из монолитного железобетона – нового для того времени строительного материала. Первый в мире такой маяк был установлен в 1903 году на косе в Днепро – Бугском лимане на Украине. Построили маяк высотой 36,9 м русские инженеры Н.К.Пятницкий и Александр Александрович Барышников (1877 – 1924) за 4 месяца. Во время войны маяк был уничтожен.

Но для строительства маяка в Кронштадте была подряжена датская фирма «Христиани и Нильсен» (Christiani & Nielsen), созданная в 1904 году датчанами: инженером Рудольфом Христиани и капитаном Датского королевского флота Оге Нильсеном. Эта фирма в 1914 году построила также на Ораниенбаумской отмели две монолитные железобетонные башни маяков на гидротехническом основании створа Петроградского морского канала, а в 1913 году – в Петербурге рамную монолитную железобетонную эстакаду длиной 610 м для двухпутного железнодорожного пути – продолжение на левом берегу Невы Финляндского железнодорожного моста.

Башня Заднего Кронштадтского маяка имеет форму 8-гранной пирамиды. Общая высота маяка от основания до верха дефлектора на куполе фонаря 56,40 м, в том числе до верхней площадки – 48,00 м. Это самый высокий железобетонный маяк России. Основание маяка располагается на высоте 2,44 м от уровня моря. Башня опирается на железобетонную фундаментную плиту диаметром 12,50 м, подошва которой заложена на глубине 6,30 м от спланированной поверхности грунта.  В поперечнике башня на уровне спланированной поверхности грунта имеет размер 5,20 м, в верхней части – 2,70 м. Толщина стен башни в нижней части 45 см, в средней – до 20 см, в верхней – 15 см.

Нижняя часть башни от верха фундаментной плиты до уровня спланированной поверхности грунта заполнена тощим бетоном. Для усиления конструкции ствола в башне сделаны 6 железобетонных диафрагм, использующиеся в качестве лестничных площадок. Внутри башни устроена винтовая лестница с железобетонными ступенями. Для дневного освещения внутреннего помещения башни в стенах установлены 28 иллюминаторов. У иллюминаторов верхнего ряда на высоте 38,00 м сделаны балкончики.

По периметру  верхней части башни сделан карниз, над которым устроено 8-гранная железобетонная надстройка размером в поперечнике 4,50 м и высотой 3,40 м, в которой находится  вахтенное помещение. Завершается башня железобетонной 8-гранной площадкой  размером в поперечнике 6,50 м с перилами, на которой установлен цилиндрический металлический фонарь с куполом и дефлектором на нём диаметром 3,70 м и высотой  8,40 м. Высота штормового остекления фонаря около двух метров. Для технического обслуживания фонаря и его штормового остекления на верхней площадке башни образовался круговой балкон шириной 1,40 м.

Строительство маяка обошлось в 82 000 рублей в ценах того времени.

Первоначально башня была окрашена в белый цвет с восемью широкими чёрными горизонтальными полосами. Вскоре полосы стали красить в красный цвет, а с 1925 года башню вообще перестали красить и с тех пор она имеет серый естественный цвет бетона.

В фонаре был установлен диоптрический аппарат Френеля 3 разряда с керосино – калильной горелкой, светивший в секторе от 277°до 300° первоначально белым постоянным огнём, а позднее переменным бело – красным огнём: белый огонь светил 1,5 сек, затем красный – 0,5 сек – период был 2 сек.

Задний маяк сохранился во время войны и возобновил действие 25 августа 1945 года белым проблесковым огнём – 20 проблесков в минуту. Дальность видимости огня была 15 миль – почти 28 км. Зимой 1945 – 1946 годов маяки створа были выключены и возобновили действие 4 мая 1946 года. На  маяке для формирования луча света установили линзу Л-500 отечественного производства и он  стал светить белым затмевающимся огнём: свет 4 сек + темн. 1,5 сек – период 5,5 сек – 11 проблесков в минуту. Дальность видимости огня стала 16 миль – 29,6 км. На башне был установлен резервный белый проблесковый огонь: свет 1 сек + тёмн. 3 сек – период 4 сек – 15 проблесков в минуту. Его дальность видимости была 10 миль – 18,5 км. В сентябре 1965 года линза была заменена классной импортной оптической системой направленного действия – секторного освещения. Маяк стал светить белым постоянным светом с прежней дальностью видимости.

В 1974 году на маяке установили электрическую маячную газосветную установку марки ЭМГУ-220, которая действовала до упразднения маяка в 2006 году. Огонь маяка стал красным постоянным с дальностью видимости 15 миль – почти 28 км. Сектор видимости огня был увеличен и стал от 227° до 347° - 120°. Резервный огонь также был изменён. Он стал также красным постоянным с дальностью видимости 13 миль – 24 км и сектором действия от 270° до 300° - 30°.

В сентябре 1952  года на верхней площадке башни был установлен белый постоянный секторный огонь Ломоносовского канала, идущего с Малого Кронштадтского рейда в Ломоносовскую гавань. Огонь светил в секторе от 183° до 188° и имел дальность видимости 6 миль – 11,0 км. В мае 1953 года цвет огня был изменён на зелёный и его дальность видимости уменьшилась до 4 миль – 7,4 км. Этот огонь действует и сейчас.

После 2006 года в связи с вводом в действие сооружений защиты от наводнений и изменением фарватера Задний Кронштадтский маяк был упразднён.

Для хранения расходного запаса керосина для керосино – калильной горелки маячного аппарата был построен бетонный склад площадью 18 кв. м. После войны маяк был подключён к береговой электросети. В июне 1979 года около маяка было построено кирпичное маячное техническое здание общей площадью 97 кв. м. Оно предназначалось для размещения вахтенного помещения маяка, а так же аппаратуры наутофона, установленного на  Военном углу, и резервного дизель-электрического агрегата, которые ранее размещались в пришедшем в ветхость и потому разобранном каркасно – засыпном здании там же на Военном углу. Здание было построено по типовому проекту шифр      ТР-46/1-65, разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМФ. Работы выполнила в/ч 73667, работами   руководили полковник – инженер Ю.А.Скориков и прораб Матвеев. В здании был установлен дизель – электрический агрегат марки       АСДА-2-12 мощностью 12 квт.

Передний Николаевский, Передний (ранее Задний Николаевский) и Задний Кронштадтские маяки приказом № 15 от 20 февраля 2001 года председателя КГИОП Санкт-Петербурга объявлены «выявленными памятниками культурного наследия». В соответствии с законом об охране памятников это временное правовое положение объекта. Но из-за отсутствия в Минобороны РФ установленного порядка охраны находящихся в его ведении объектов, которые следует признать памятниками истории и культуры России, маякам до сих пор не присвоена категория их значения. Поэтому эти уникальные и неповторимые сооружения не имеют должного технического обслуживания и охраны. Конструкции маяков имеют значительные коррозионные повреждения, деформацию и негодное состояние защитных покрытий. Маякам необходим серьёзный реставрационный ремонт. Маяки находятся на территории Петербурга, привлекают внимание граждан России и туристов. Маяки должны  и могут стать яркими достопримечательностями города.

Ю. Шухин

08 декабря 2020 года

 

Кроншлот

 

 

 

 

Передний Николаевский маяк

 

Передний Кронштадтский маяк

 

 

Задний Кронштадтский маяк

 

 

 

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида