Гогландский южный, маяк

 

 

 

 

 

 

Маяк Южный Гогландский

Историко – техническая справка

Маяк Южный Гогландский установлен на мысе Южный, прежде носившем название Лоунатреви, - южной оконечности острова Гогланд на высоте 4,27 м над уровнем моря.

Маяк имеет высоту от основания 25,30 м и высоту огня от уровня моря 26,23 м. Красная кирпичная башня маяка находится на расстоянии 60 м от береговой черты у подножья южного, самого высокого холма острова, который носит название Лоунаткоркия – сопка Попова и имеет высоту 158 м. Огонь маяка белый проблесковый: светит 1,5 сек + тёмн. 4,5 сек – период 6 сек – 10 проблесков в минуту. Дальность видимости огня 10 миль – 18,5 км. Он светит в морском секторе от 42° до 293°.  Маяк имеет резервный огонь с характеристикой основного огня и дальностью видимости 8 миль – около 15 км. При маяке действует радиомаяк.

Географические координаты маяка: широта 60° 00,66´ N, долгота 27° 00,47´ E.

Остров Гогланд входит в состав Кингисеппского района Ленинградской области.

Остров Гогланд расположен в восточной части Финского залива на расстоянии 180 км к западу от Санкт – Петербурга и 161 км от Кронштадта, 120 км к юго – западу от Выборга, 96 км к северо – западу от Нарвы, 55 км к северу от побережья Эстонии и 40 км к югу от финского города Котка.

Шведы ранее называли остров Högeland  от «hög» - высокий и «land» - земля, позднее -   Hogland. Финны называли остров  Suursaari – «большой остров». В России остров первоначально называли Гохланд.

Остров представляет собой гранитный скальный массив, покрытый ледниковыми отложениями и сверху тонким слоем плодородной почвы. Часть ледниковых отложений – поля, покрытые валунами и булыжником, на которых растут только мхи и лишайники.

Остров имеет протяжённость с севера на юг 6 миль – 11,1 км и с запада на восток от 0,75 мили до 1,75 мили – от 1,4 км до 3,2 км. Площадь острова 21 кв. км.

На острове 4 холма. Северный холм носит название Похьойскоркия (фин. Pohjoiskjrkia)  и имеет высоту 106  м. На его вершине установлен маяк Северный, ранее – Верхний, Гогландский. Южнее находятся холм Мякиинпяэллюс (фин. Mӓkiinpӓӓllys) высотой 126 м, далее холм Соколиная гора (фин. Haukkavuori)  высотой 142 м и холм Лоунаткоркия – сопка А.С.Попова (фин.  Lоunatkorkia) высотой 158 м. В некоторых источниках высоту этого холма указывают 176 м. В ясную погоду остров открывается с моря за 35 миль – 65 км.

Берега острова изрезаны бухтами. Самая большая и удобная для захода судов с осадкой до 4 м бухта Сууркюлян – Лахти находится на северо - восточном берегу острова. Бухта защищена сложенным из камня молом, примыкающем к северному мысу бухты. На голове мола установлен светящий знак. На южном мысе до 1-ой Мировой войны находилось белое здание таможни. Теперь там установлен белый несветящий навигационный знак в виде сложенной из камней пирамиды – гурий высотой 2,00 м. Гавань, образованная молом, имеет овальную форму. Её длина 300 м и ширина 260 м. Берега и дно бухты песчаные. Круглосуточный безопасный вход в гавань обеспечивает створ светящих знаков.

На северном берегу бухты раньше располагалась финская деревня Сууркюля (рус. - «Большая Деревня»), в которой была кирка, построенная ещё в 1768 году. В 1890 году в этой деревне и в существовавшей в южной части острова меньшей по размеру деревне Кискинкюля (рус. – «Ершовая Деревня») проживало 1154 человека. Во время советско – финской войны в 1939 году всё финское население покинуло остров и с тех пор на острове местных жителей нет. На западном берегу острова находится пригодная для захода судов бухта Лимонникова с глубинами до 17 м и высокими скалистыми берегами.

На низкой северной оконечности острова ранее располагался Нижний Гогландский маяк.

Южный Гогландский маяк установлен на широкой, низкой, имеющей небольшой уклон в сторону моря береговой полосе у подножья южного скалистого покрытого лесом  холма. Эта полоса местами представляет собой сглаженную ледником скалу, но большая её часть покрыта валунами и галькой. К берегу у маяка можно подойти только на шлюпке в тихую погоду.

От маяка Южный Гогландский близлежащие маяки находятся на расстоянии:  маяк Большой Тютерс - 10,9 мили – 20 км, маяк Родшер – 10,3 мили – 19 км, светящий знак Северный Виргин – 6 миль – 11 км.

От бухты Сууркюлян – Лахти, куда только и возможна доставка судами грузов для всех потребителей острова, на юг, в сторону маяка, идёт грунтовая дорога протяжённостью 18 км, из которых первые 13 км до места ранее существовавшей деревни Кискинкюля доступны для обычного автотранспорта, а последние 5 км может преодолеть только транспорт очень высокой проходимости.

Остров Гогланд впервые в европейской географической науке описал  в 1635 году немецкий путешественник, географ, историк, математик и физик Адам Олеарий (наст. Ольшлегель) (1599 – 1671).

Остров Гогланд был завоёван Петром I в ходе Северной войны (1700 – 1721). Швеция отказалась от притязаний на возвращение острова и он стал принадлежать России по Абоскому мирному договору, который был подписан между Россией и Швецией 7 (18) августа 1743 года в городе Або (Турку) и завершил русско – шведскую войну 1741 – 1743 годов.

Но ещё до официального включения острова в состав Империи по указанию Петра I для обеспечения плавания парусно – гребных военных кораблей  по сложному прибрежному фарватеру, носящему теперь название «Продольный Лоцманский», в 1723 году был установлен маяк на вершине северного холма острова, который получил впоследствии название «Верхний Гогландский», а в 1727 году был установлен  маяк на северной оконечности острова – «Нижний Гогландский». Маяками служили решетчатые железные поддоны, называвшиеся «канфоры» или «таганы», установленные на уложенные на грунт камни. Источником света маяка служили дрова, которые сжигали в канфорах или таганах, а при очень неблагоприятных условиях – при дожде и сильном ветре, сжигали английский каменный уголь. Действие маяков обеспечивала маячная команда, состоявшая из строевых матросов – нижних чинов. Маяки зажигали по мере необходимости для обеспечения действий военного флота в период навигации. Когда море покрывалось льдом и навигация заканчивалась, маяки не зажигали, а нижние чины маячной команды возвращались на зиму в свой флотский экипаж – организационно – штатное формирование на флоте.

На южной оконечности острова навигационный огонь не устанавливали, так как Верхний  маяк на холме вполне удовлетворял мореплавателей того времени.

Остров Гогланд вошёл в историю науки как место размещения двух геодезических пунктов «Русской дуги Струве». По инициативе и под руководством академика Василия Яковлевича Струве (Фридриха Георга Вильгельма Струве) (1793 – 1864) в течении 40 лет с 1816 по 1855 год с целью определения формы и размера Земли было проведено геодезическое измерение длины меридиана от города Хаммерфест в Норвегии на берегу Баренцева моря до села Старо – Николаевка в устье Дуная на Украине. На протяжении 2820 км было заложено 265 геодезических пунктов, образовавших 258 геодезических треугольников. Работы финансировал в основном император Николай I. До настоящего времени сохранилось лишь 34 пункта, из них в России только 2 и оба на острове Гогланд. Все эти пункты ЮНЕСКО признала памятниками всемирного наследия. На Гогланде это пункт «Макипяллюс» с координатами: широта  60° 04´ 27ʺ N , долгота 26° 58´ 11ʺ E на втором с севера одноимённом холме. Было определено расстояние от исходного пункта Хаммерфест до этого пункта – 660 130 туазов, что в пересчёте в метрическую систему мер было 1 286 593,37 метра. Французская мера длины «туаз» существовала до введения метрической системы мер: 1 туаз равнялся 1,949 метра.  Пункт «Точка Z» с координатами: широта  60° 05´ 09ʺ N , долгота 26° 57´ 37ʺ E находится около маяка Северный (Верхний) Гогландский на северном холме. Пункты были заложены в 1826 году. В этой работе принимали участие офицеры  - гидрографы Балтийского флота, в том числе будущий директор маяков и лоции Балтийского моря барон Василий Васильевич Врангель. Памятный знак на месте астрономического знака «Гогланд Z» установили сотрудники Пулковской обсерватории.

Но уже в начале XIX века учитывая рост интенсивности мореплавания генерал – лейтенант корпуса флотских штурманов Леонтий Васильевич Спафарьев (1766 – 1847), организатор маячного дела в России, будучи в 1807 – 1838 годах директором маяков и лоции  Балтийского моря, основываясь на многократных обращённых к нему просьбах коммерческих шхиперов, полагал нужным установить на южной оконечности острова Гогланд небольшой постоянный огонь.

В августе 1856 года в отчёте по итогам Крымской войны 1853 – 1856 годов директор Гидрографического департамента Морского министерства вице-адмирал Михаил Францевич Рейнеке (1801 – 1859)  и директор маяков и лоции Балтийского моря генерал-лейтенант корпуса флотских штурманов барон Василий Васильевич Врангель (1796 – 1872) предложили в интересах не только коммерческого, но и военного мореплавания «…иметь на южной оконечности Гогланда невысокий маяк с постоянным огнём…, ибо большая часть пароходов проходит по южную сторону этого острова». К отчёту была приложена смета на строительство маяка.

Великий князь адмирал Константин Николаевич (1827 – 1892), который был в это время «управляющим флотом и Морским ведомством на правах министра» посчитал предложение полезным и велел исполнить его «по мере возможности».

В ночь с 15 на 16 (с 27 на 28) октября 1856 года у северной оконечности острова во время шторма в результате кораблекрушения погиб военный трёхмачтовый парусный транспорт «Америка». Транспорт должен был доставить из Кронштадта в Ревель железо и лесоматериалы.  Из числа команды, состоявшей из 8 офицеров и 122 человек нижних чинов погибли 4 офицера и 34 человека нижних чинов. Погибшие были похоронены в трёх братских могилах на южном берегу бухты Сууркюлян – Лахти на лютеранском кладбище.

В 1859 – 1861 годах Дирекцией маяков и лоции Балтийского моря на основе одобренной сметы был разработан проект и осуществлено строительство маяка.

 Южный Гогландский маяк был освещён и открыл действие 1 (13) августа 1861 года.

Маяк представлял собой одноэтажный деревянный «караульный дом» для размещения маячной команды с 4-гранной призматической башенкой в средней части здания. На верхней площадке башенки было установлено фонарное сооружение с находящимся в нём диоптрическим аппаратом системы Френеля, которые были изготовлены во Франции. Монтаж фонарного сооружения и светооптического аппарата был выполнен силами мастеров Дирекции маяков и лоции без привлечения французов.

Высота маяка от основания до верха вентилятора – дефлектора была 45,5 фута – 13,88 м, высота огня от уровня моря – 52 фута – 15,86 м и от основания – 38 футов – 11,59 м. Маяк был установлен на высоте 14 футов – 4,27 м от уровня моря и в расстоянии 41,5 м от береговой черты. Фонарное сооружение было изготовлено из стойкого к коррозии «артиллерийского металла» - бронзы, состоявшей из 90…92 % меди и 10…8 % олова, из которого отливали «медные» пушки.

Установленный на маяке светооптический аппарат 3 разряда имел диаметр 800 мм, высоту 1600 мм и вес около 900 кг. Источником света служила английская масляная лампа системы  Чанса, в которой использовали сурепное масло. Горелка лампы имела три цилиндрических, концентрически расположенных фитиля – светильни. Маяк светил постоянным красным светом только в морском секторе – от NOtO через O, S и W до  NWtW то есть от 67,75° до 292,25°. Для сравнения: сейчас маяк светит от 42° до 293°.  Маяк прекращал освещение, когда в виду маяка море сплошь покрывалось льдом.

При маяке были построены баня и колодец с пресной питьевой водой. Колодец был устроен в скальном грунте и уровень воды в нём располагался на глубине 2,00 м от поверхности. В 1863 – 1865 годах к востоку от маяка был построен причал для шлюпок, к которому от маяка проложили дорогу длиной 92 сажени – 196 м.

Летом 1867 года при маяке установили два колокола из запасов Кронштадтского военного порта для предупреждения мореплавателей во время тумана, когда звонили с возможно меньшими перерывами. Если же на маяке во время тумана были услышаны с моря пушечный выстрел, звуки рожка или колокола, то производили частый перезвон колоколов.

В 1871 году по распоряжению Гидрографического департамента из Англии были получены два изобретённых профессором Гольмсом (Хольмсом) аппарата для подачи звуковых сигналов во время тумана. На этот аппарат Гольмс совместно с заводом «Соттер, Лемонье и К° (Париж)» получили привилегию во Франции. Аппарат получил название «туманный горн системы Гольмса». Аппарат состоял из резервуара для сжатого воздуха, автоматического клапана, выпускающего порции воздуха в течении одинаковых заранее заданных промежутков времени и трубы, создающей звук. Полученные аппараты имели различие в способе сжатия воздуха. Один аппарат имел тепловую машину Джона Эриксона, где воздух сжимался в цилиндре. Другой, упрощённый аппарат имел ручной привод устройства для сжатия воздуха.

Аппарат с ручным приводом был передан для испытания в Практическую эскадру броненосных сил, где показал очень  слабый звук. Другой аппарат начальник Практической эскадры вице – адмирал Григорий Иванович Бутаков (1820 – 1882) в 1872 году испытал на Кронштадтском пароходном заводе с приводом от паровой машины и получил удовлетворительные результаты. Этот аппарат отправили для установки при Южном Гогландском маяке, где в сентябре 1872 года начали строить для него помещение на каменном фундаменте. Работы закончили к холодам и установку аппарата отложили до весны 1873 года. Сборку аппарата закончили 1 (13) июля 1873 года.

Горн имел две медные трубы. Одну трубу, настроенную на более высокую ноту, направили на запад. Другую трубу, настроенную на более низкую ноту, направили на восток. На меридиане южной  оконечности острова – на южном направлении слышны были звуки обеих труб, что давало возможность довольно точно определить положение мореплавателя. Топили машину Эриксона английским коксом.

Проведёнными опытами установили, что при удалении мореплавателя от горна «на ветер» звук терялся на расстоянии 1 мили – менее 2 км, при удалении «под ветер» звук был ясно  слышен на расстоянии 2,5 мили – 4,6 км. Иногда звук горна слышали на островах Виргины на расстоянии 6 миль – 11 км. Горн производил звук каждые 0,5 минуты. Для разогрева машины Эриксона и приведения её в рабочее положение летом нужно было 1,5 часа, осенью 2 часа и зимой 3 часа.

В 1877 году горн получил значительные повреждения, был разобран и отправлен на ремонт в Ревель (Таллин). Машине Эриксона была сделана новая топка и в 1878 году горн был возвращён на маяк.

В 1885 году горн был вновь разобран и отправлен в Ревель, где на заводе Виганда он был переделан. Вместо тепловой машины Эриксона установили паровую машину – горн переделали в паровую сирену и вновь установили на маяке в 1886 году. Паровая сирена производила звук продолжительностью 25 секунд через каждые 12 секунд. При неисправности сирены использовали ручной ревун.

В 1888 – 1891 годах был произведен капитальный ремонт маяка. Сделали временное подкрепление башни. Маяк был переведён с масленого на керосиновое освещение. Для хранения керосина (пиронафта) в 1891 году была построена кладовая. Расход пиронафта, к примеру, в 1901 году при работе в течении 328 ночей - всего 4118 часов составил 45 пудов 02 фунта  - 738 кг или 868 литров, то есть 180 грамм – 211 мл в час или 2,25 кг – 2,65 литра в среднем за ночь.

В 1897 – 1898 годах было построено здание для пневматической сирены с отделениями для слесарной мастерской, кладовой и помещением для старшины – машиниста.

В 1899 году вместо паровой сирены была установлена пневматическая сирена с двумя керосиновыми двигателями, которая начала работать в 1900 году. Она была установлена силами мастеров Ламповой маячной мастерской (Ревель). Сирена «производила воющий звук» продолжительностью 5 сек с перерывом в 3 минуты, который был слышен на расстоянии до 3 миль – 5,5 км.

13 (25) ноября 1899 года в 3 часа ночи в метель броненосец береговой охраны «Генерал – адмирал Апраксин» встал на подводную скалу к востоку от маяка Южный Гогландский. Для снятия корабля с рифа был послан ледокол «Ермак», но ему не удалось с помощью буксира даже сдвинуть корабль. Обследованием установили необходимость привлечения к спасательным работам специалистов по горно – взрывным работам. Для организации спасательных работ создали линию беспроволочного телеграфа – радио длиной 46 км между островом Гогланд и островом Кутсало около города Котка в Финляндии, который имел связь подводным телеграфным кабелем с Санкт-Петербургом. Всеми работами и станцией на Гогланде руководил капитан 2 ранга И.И.Залевский. Аппаратурой на Гогланде занимался Александр Степанович Попов (1859 – 1905), который был штатным преподавателем физики в Техническом училище Морского ведомства в Кронштадте. На острове Кутсало станцией руководил капитан-лейтенант Александр Адольфович Реммерт (1861 – 1931), в это время флагманский минный офицер Тихоокеанской эскадры.  Аппаратурой занимался Пётр Николаевич Рыбкин (1865 – 1948), который был ассистентом преподавателей гальванизма и практической физики в Минном офицерском классе в Кронштадте.

На Гогланде станцию установили на самом восточном мысе острова, образованном восточным склоном южного холма – сопки Попова. Обе станции установили в течении суток. Первая телеграмма с Гогланда была отправлена 16 (28) января 1900 года.

В ходе спасательных работ 24 января (6 февраля) 1900 года из Морского штаба в Санкт-Петербурге по линии беспроволочного телеграфа поступил приказ ледоколу «Ермак» идти к острову Лавенсари (Мощный) для спасения рыбаков с дрейфующей льдины. 25 января (7 февраля) «Ермак» сообщил о спасении 27 рыбаков.

14 (27) апреля 1900 года броненосец был снят с рифа и отведён в Кронштадт на ремонт, а в Петербург была отправлена самая длинная телеграмма из 115 слов с докладом об успешном  завершении работ. Станции были свёрнуты.  

В том же 1900 году после выполнения работ по снятию с подводной скалы броненосца «Генерал – адмирал Апраксин» по распоряжению Почтово – Телеграфного ведомства при Южном Гогландском маяке было открыто почтово – телеграфное отделение, соединённое подводным кабелем с портом Кунда в Эстонии и проводной линией с телефонным отделением при Нижнем Гогландском маяке. До конца первого года работы подводной телеграфной линии было отправлено и получено 146 телеграмм, а за следующий, 1901 год – уже 648.

В 1901 году с 13 (26) июля по 6 (19) ноября были построены каменное здание электростанции стоимостью 5 379 рублей, в котором были установлены электрогенераторы, и деревянный жилой дом для смотрителя маяка и машинистов стоимостью 8 302 руб.

В 1902 году маяк был переведён на электрическое освещение. За первые 784 часа работы в 1902 году было израсходовано 57 пудов 16 фунтов  - 940 кг пиронафта, то есть 1,20 кг в час. В последующие 1576 часов работы в указанном году на электрическое освещение  было израсходовано 25 пудов 33 фунта – 424 кг керосина для работы электрогенераторов или 0,27 кг в час. Электрическое освещение оказалось в 4,5 раза экономнее керосинового. Сирена потребляла в час 16 фунтов – 6,60 кг керосина. В течении года она работала 762 часа.

В апреле 1904 года директор маяков и лоции Балтийского моря контр – адмирал Павел Николаевич Вульф (1843 – 1910) направил в Главное гидрографическое управление сметы и проект реконструкции маяка Южный Гогландский, составленные под руководством строителя маяков Балтийского моря инженер – полковника Евгения Брониславовича Контковского. К этому времени деревянные конструкции маяка, построенного в 1861 году, пришли «в совершенную ветхость», баня сгорела и причал был разрушен. Часть хозяйственных построек не соответствовала потребностям, некоторых необходимых помещений вообще не было. Участвовал в составлении проекта и осуществил реконструкцию инженер - штабс – капитан Александр Иванович Ярон. Фамилии перечисленных создателей нынешнего маяка запечатлены на бронзовой доске, установленной над входом в башню маяка.

4 (17) октября 1904 года главный инспектор Строительной части Морского технического комитета инженер – генерал – майор Станислав Константинович Будзынский (1848 - ?) сделал запись, что проект утверждён журналом № 91 ст. 93.  

Утверждённая сметная стоимость строительства предусмотренных проектом объектов составляла всего 38 627 рублей, в том числе:

-  кирпичной башни маяка без учёта фонарного сооружения и светооптического аппарата - 15 313 рублей

- кирпичного жилого дома смотрителя маяка и служителей – 5 623 рубля,

- деревянной бани – 1 810 рублей,

- каменной пристройки к складу пиронафта для хранения керосина – 911 рублей,

- каменного ледника – 2 020 рублей,

- причала для шлюпок  на двух ряжах – 3 585 рублей; ряж, установленный ближе к береговой черте, заполняли бетоном в мешках, а установленный мористее – заполняли бетоном «через трубу»,

- перевозки материалов для строительства зафрахтованными судами, так как гидрографические суда были заняты промером и прокладкой телеграфных кабелей от островных маяков на материковые станции - 9 365 рублей.

20 сентября (3 октября) 1906 года новый Южный Гогландский маяк был построен и было открыто его электрическое освещение. Этот маяк, несмотря на жестокие военные действия, происходившие вокруг него, выстоял и действует уже в течении 115 лет.

Проект башни маяка был составлен применительно к построенной ранее башне Южного Екатеринентальского маяка (ныне – Задний Таллиннский маяк). В проекте жилого дома  Южного Гогландского маяка был использован также проект жилого дома Южного Екатеринентальского маяка, но кладку стен из постелистого камня заменили на кирпичную кладку. В проекте ледника использован проект ледника маяка Большой Тютерс, в проекте бани – проект бани маяка Стейнорт (ныне – Акменьрагс, Латвия). Это свидетельствует о возникновении в маячном строительстве тенденции повторного применения удачных проектов, вслед за этим последовало типовое проектирование. Повторное применение проектов производится с тех пор с привязкой к условиям и требованиям места строительства проектируемого объекта, а также исключением выявленных в процессе эксплуатации неудачных инженерных и архитектурных решений

Башня маяка имеет высоту от основания до верха дефлектора – вентилятора 25,30 м, в том числе высота фонарного сооружения – 5,15 м, высота ствола башни – 15,43 м и высота цоколя – 4,72 м.

Фундамент башни сложен из отборной бутовой плиты. Глубина заложения фундамента 3,00 м. Фундамент устроен только под стенами и имеет ширину подошвы 2,45 м.

Конический кирпичный ствол башни маяка опирается на 6-гранный призматический цоколь. Диаметр внутреннего помещения башни одинаковый по всей высоте - 3,00 м. Ствол сложен из глиняного красного кирпича на известковом растворе. Наружная поверхность  его отделана облицовочным прочным красным кирпичом с расшивкой швов цементным раствором. Обделка оконных и дверного проёмов, поясков и карниза  выполнена из бетонных формованных штучных камней заводского изготовления более 30 фасонов. Внутренняя поверхность стен оштукатурена. Кирпичный цоколь снаружи облицован плитками из рванного гранита. Наружный размер цоколя в поперечнике 5,34 м. Толщина стен цоколя 1,17 м – 4,5 кирпича. Наружный диаметр верха ствола башни 4,30 м и толщина его стен 65 см – 2,5 кирпича.

Внутри башни установлена винтовая лестница шириной 90 см и с высотой каменной ступени 18 см. Один конец каждой ступени заделан в кладку ствола, а другой опёрт на железный косоур.

Переплёты окон и входная дверь – железные. Подоконники снаружи покрыты каменными плитами. Карниз сделан из каменных постелистых плит, уложенных на заделанные в кирпичную кладку рельсы.

Галерея на верхней площадке башни была покрыта листовым железом толщиной 3 мм. Стыки листов выполнили герметичным котельным швом на заклёпках. Листы прикрепили винтами к стальной обрешётке , уложенной радиально в плите покрытия.

Медное фонарное сооружение имеет 10-гранное штормовое остекление, рама которого установлена на цилиндрическом цоколе диаметром 3,00 м. Высота фонарного сооружения 5,15 м. Штормовые стёкла плоские прямоугольные размером 995 х 1864 (h) мм и толщиной 8 мм.

Светооптический аппарат был установлен прежний, 3 разряда, электрический, но его огонь стал белым постоянным с красными проблесками продолжительностью 5 сек и промежутками между ними 10 сек – 4 проблеска в минуту. Сектор освещения огня стал от 42° до 293°. Дальность видимости огня была 17 миль – более 31 км.

Была изменена характеристика работы сирены – она производила звук продолжительностью 3 сек через каждые 47 сек. На маяке по-прежнему работали телеграф с материком и телефон с Нижним Гогландским маяком.

6 декабря 1917 года Финляндия была провозглашена независимым государством.

22 марта 1918 года русский гарнизон Гогланда, состоявший из 20 комендоров береговой артиллерийской батареи, покинул остров.

14 октября 1920 года был заключён Тартуский мирный договор в городе Тарту (Эстония) между РСФСР и Финляндией, в соответствии с которым остров Гогланд с установленными на нём маяками отошёл к Финляндии.

28 июля 1923 года было заключено «Соглашение между СССР и Финляндией о поддержании порядка судоходства в части Финского залива вне черты их территориальных вод, содержании маячных сооружений и лоцманской службы». Был установлен порядок согласования и финансирования работ по содержанию, ремонту и переоборудованию 9 маяков, принадлежавших Финляндии, но в надёжной работе которых был заинтересован СССР, в том числе и  Южного Гогландского маяка. СССР принял на себя 50 % расходов на эти цели.

В 1934 году велись переговоры об установке на острове Гогланд радиомаяка. В 1935 году – о проведении обследования башни маяка Южный Гогландский, инструментальной проверки её вертикальности и об определении объёма работ по её капитальному ремонту. Стороны согласились с необходимостью замены сирены на более мощную, для чего следовало построить для неё новое здание. Высвобождавшуюся сирену предполагали перенести к маяку Нерва, где для неё нужно было построить здание. Эти пожелания реализованы не были.

Финны перевели освещение маяка с электричества на керосин. Характеристика огня маяка была сохранена. Дальность его видимости была объявлена 15 миль – почти 28 км. Персонал маяка состоял из 4 человек: смотрителя, старшего и младшего служителей и машиниста сирены. Расход керосина на маяке  составлял в год: на освещение – от 2,1 до 3,4 тонны, на работу сирены –до 1,5 тонны. Стоимость содержания маяка была от 700 тысяч до 1 100 тысяч финских марок в год, в том числе зарплата персонала – 63,3 тысячи финских марок.

30 ноября 1939 года началась советско – финская война. Первоначальной главной задачей Балтийского флота был захват островов в Финском заливе. Операция по захвату острова Гогланд началась 1 декабря бомбардировкой авиацией и обстрелом корабельной артиллерией объектов на острове. Разные источники сообщают, что на остров было сброшено 2 110 бомб и выпущено 4 425 снарядов. Финское население и воинские подразделения заблаговременно покинули остров. Десант морской пехоты флота, высадившийся 3 декабря, обнаружил только 2 катера, которые не смогли уйти из-за льдов, и 30 винтовок. Силами флота были разрушены обе деревни и Нижний Гогландский маяк на северной оконечности острова. Разрушен был и Верхний Гогландский маяк, но кем – не сообщается. Южный Гогландский маяк не пострадал и продолжал работать уже под управлением специалистов Гидрографической службы флота. Извещение мореплавателям от 31 декабря 1939 года сообщало об изменении характеристики огня маяка: он стал белым и производил 20 проблесков в минуту при дальности видимости 14 миль - 26 км.

12 марта 1940 года в Москве между СССР и Финляндией был заключён Московский мирный договор, завершивший войну и закрепивший переход острова Гогланд к СССР. На острове в 1940 году установили три батареи береговой артиллерии, а осенью  1941 года – ещё три.

Трагедию пережил Южный Гогландский маяк в дни Таллинского перехода кораблей Балтийского флота и мобилизованных транспортных судов Эстонии из Таллина, куда уже входили войска противника, с эвакуированными моряками флота, бойцами 10 стрелкового корпуса и гражданскими лицами. Всего на вышедших 28 августа 1941 года из Таллина 151 боевом корабле и 74 транспортных и вспомогательных судах находилось 42 тысячи человек.  На пути до Кронштадта протяжённостью 173 мили – 320 км от не прекращавшихся бомбардировок авиации противника погибли 19 боевых кораблей, 43 транспортных и вспомогательных судна и 15,1 тысяч человек.

29 августа 1941 года в 100 метрах к западу от маяка Южный Гогландский выбросилась на прибрежные камни повреждённая плавмастерская флота «Серп и молот», с которой на берег было высажено около 550 человек. В тот же день в 100 метрах к востоку от маяка выбросился на берег повреждённый транспорт «Лайк – Люцерне», с которого на остров было высажено около 2 500 человек. В тот же день к востоку от маяка приткнулся к берегу повреждённый транспорт «Иван Папанин», с которого было высажено ещё около 2 500 человек. Облегчённый транспорт всплыл, под действием ветра и течения он стал дрейфовать на север к берегу Финляндии, но был потоплен авиацией  противника к северу от Нижнего Гогландского маяка. На рейде бухты Сууркюлян-Лахти авиацией был повреждён транспорт «Шауляй». Всего на остров было высажено около 6,1 тыс. человек. Авиация бомбила высаженных людей, которым негде было укрыться. Оставшиеся в живых катерами были вывезены в Кронштадт. Были уничтожены почти все здания маяка Южный Гогландский,  повреждены его башня, ледник и склад ГСМ. От жилого дома остались только кирпичные стены.  На острове до сих пор нет памятника многочисленным гражданам СССР, погибшим на острове в конце августа 1941 года.

Остров Гогланд обороняли подразделения армии и флота до 7 декабря 1941 года, пока не были вывезены в Кронштадт все защитники военно – морской базы Ханко (Гангут).

2 января 1942 года с целью возвращения на остров был высажен десант морской пехоты Балтийского флота. Он удерживал остров до 27 марта 1942 года.

4 сентября 1944 года СССР и Финляндия подписали соглашение о прекращении огня. 15 сентября 1944 года немецкие войска попытались десантироваться на остров Гогланд, но к концу дня были разбиты оборонявшими остров финскими войсками при поддержке советской авиации.

19 сентября 1944 года СССР, Великобритания и Финляндия подписали Московское перемирие, по которому Финляндия выходила из войны и обязалась вести боевые действия против немецких войск на своей территории. С 24 по 30 сентября 1944 года финны поэтапно и в полном порядке передали остров Гогланд Красной армии.

Маяк за время войны понёс огромный урон. Помимо разрушения всех основных зданий была уничтожена сирена. Пригодных для жилья помещений на маяке не было. Персонал маяка поселился в брошенном жилом доме на расстоянии 3 км от маяка.

Башня маяка была непригодна для эксплуатации и установки светооптического аппарата. В куполе фонарного сооружения имелось более 20 пробоин от пуль, снарядов и осколков авиабомб размером до 8 см. Все штормовые стёкла были выбиты. Были повреждены карниз и перила ограждения галереи. Были разрушены 4 ступени винтовой лестницы и её ограждение. За прошедшие 3 года внутрь башни беспрепятственно попадали дождь и снег, в результате чего внутренняя штукатурка стен обвалилась. Остекление окон в башне  было разбито, часть железных оконных переплётов  и железная входная дверь отсутствовали.

Несмотря на трудности, после выполнения минимально необходимого ремонта 28 августа 1945 года Извещением мореплавателям было объявлено о возобновлении действия маяка Южный Гогландский, который, стал светить белым огнём с 12 проблесками в минуту.

В 1948 году на маяке был установлен ацетиленовый фонарь марки Ф-500 с линзой Л-500, изготовленный в этом же году в Казани на заводе № 708. Фонарь имел высоту 1265 мм и диаметр 785 мм. Корпус фонаря надёжно защищал линзу и ацетиленовую горелку от атмосферных воздействий. Линза имела высоту 545 мм, диаметр 608 мм, фокусное расстояние 250 мм и вес 105 кг. Источником света была 30-литровая ацетиленовая горелка открытого пламени с тремя рожками. Работу горелки обеспечивали проблесковый аппарат марки К-130 и регулятор давления марки Т-130, изготовленные на том же заводе № 708. Расходный запас ацетилена хранился в 12 газоаккумуляторах марки В-50, размещённых в нижней части башни. Газопровод длиной 24 м и диаметром 8 мм соединял газоаккумуляторы и горелку. Огонь маяка сохранил прежнюю характеристику, но дальность его видимости была увеличена с 10 до 15 миль.

Электричества на маяке не было.

Учитывая крайнюю необходимость в маяке для обеспечения мореплавания в 1954 году были капитально отремонтированы башня маяка, склад ГСМ и ледник, а также построены два кирпичных 2-квартирных жилых дома площадью 107 кв. м каждый и кирпичная баня. В 1956 году было построено кирпичное маячное техническое здание  площадью 249 кв. м  по типовому проекту шифр ТГ-51-1, разработанному Государственным проектным институтом № 1 ВМФ. В здании были установлены два дизель – электрических агрегата марки ДСА-10 мощностью по 10 квт каждый и аккумуляторные батареи марки С-8. Это позволило электрифицировать маяк и установить новые технические средства навигации. Кроме того, был построен сарай для штатной маячной шлюпки марки Ял-4 и узкоколейный железнодорожный путь длиной 120 м от места выгрузки на берег с плавсредств грузов снабжения маяка

18 февраля 1957 года в Извещении мореплавателям было объявлено об установке при маяке Южный Гогландский звукосигнального аппарата – наутофона марки 3/Р5-52 производства ГДР, который был предназначен для подачи звуковых сигналов при уменьшении дальности видимости при тумане, снегопаде или мгле до 3 миль – 5,5 км. Излучатели звука были установлены на деревянном столбе. Из-за выработки ресурса в 1969 году этот наутофон был заменён новым наутофоном марки LIEJ-300 фирмы «AGA» (Швеция), который был упразднён в 1989 году. Для его излучателей в 1968 году установили стальную решетчатую вышку высотой 9,00 м.

4 июля 1957 года в Извещении мореплавателям было объявлено об установке при маяке радиомаяка Южный Гогландский марки СРМ-250, который работал в группе с радиомаяками Кайболово, Мохни, Соммерс и Большой Тютерс. Он работал на частоте 294,5 кгц, на волне длиной 1019 м и имел дальность действия 50 миль – 93 км. Опознавательный сигнал этого радиомаяка был «ЮГ» по азбуке Морзе.

В 1962 году при маяке были введены в действие основной и резервный комплекты нового морского кругового радиомаяка марки КРМ-100, который в 1989 году был заменён на новейший радиомаяк марки КРМ-300. Радиомаяк марки СРМ-250 стал работать только по запросу.  

В 1972 году в качестве резервного источника электропитания была установлена отечественная  автоматическая ветроэлектростанция марки АВЭС 1-5 мощностью 1 квт, которая после выработки ресурса была заменена таким же новым агрегатом.

В 1974 году вместо фонаря марки Ф-500 был установлен электрический маячный светооптический аппарат марки ЭМН-500 производства Оптико – механического завода, г.Изюм, Украина.

Башня маяка Южный Гогландский постройки начала ХХ века является уникальным образцом русской маячной архитектуры начала XX века и должна быть отнесена  к памятникам культурного наследия России,  подлежащим тщательному сохранению. Однако, до настоящего времени ничего не делается для включения этой башни в число памятников истории и культуры и  обеспечения её охраны и реставрации.

Ю.Шухин

3 марта 2021 года

 

 

Памятные даты истории маяка Южный Гогландский

1(13) августа 1861 – впервые был построен и освещён маяк Южный Гогландский с деревянной башней высотой 13,88 м от основания

1867 – при маяке Южный Гогландский установлены два колокола туманной сигнализации

1 (13) июля 1873 – при маяке Южный Гогландский установлен туманный горн Гольмса (Хольмса)

1886 - при маяке Южный Гогландский установлена паровая сирена, переделанная из горна Гольмса (Хольмса)

1891 – маяк Южный Гогландский переведён на керосиновое  освещение

1899 – при маяке Южный Гогландский установлена пневматическая сирена

24 января (5 февраля) 1900 – под руководством А.С. Попова открыли действие две станции беспроволочного телеграфа (радио) между островами Гогланд и Кутсало около города Котка (Финляндия)

1900 - при маяке Южный Гогландский установлена пневматическая сирена

1900 – проложен подводный кабель и установлена телеграфная связь маяка Южный Гогландский с портом Кунда (Эстония)

1900 – проложена телефонная линия и установлена связь с Нижним Гогландским маяком

1902 -  маяк Южный Гогландский переведён на электрическое освещение

20 сентября (3 октября) 1906 – построен и освещён действующий ныне маяк с кирпичной башней высотой 25,30 м от основания

14 октября 1920 - в соответствии с Тартуским мирным договором остров Гогланд с маяками отошёл к Финляндии

12 марта 1940 - в соответствии с Московским мирным договором остров Гогланд с маяками отошёл к СССР

29 августа 1941  - авиацией противника повреждена башня и уничтожены почти все здания маяка

7 декабря 1941 - остров Гогланд покинули части флота и армии СССР

24…30 сентября 1944 - части флота и армии СССР приняли остров Гогланд от армии Финляндии

28 августа 1945 – маяк Южный Гогландский возобновил действие по окончании войны

1956 – закончено восстановление маяка Южный Гогландский

18 февраля 1957 – установлен наутофон при маяке Южный Гогландский. Упразднён в 1989 году

4 июля 1957 - установлен радиомаяк при маяке Южный Гогландский

 

1 марта 2021 года

 

 

 

 

 

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида