Гогландский нижний, маяк

 

 

 

 

 

Маяк Нижний Гогландский

Историко – техническая справка

 

Маяк Нижний Гогландский находился на низкой северной оконечности острова Гогланд. Остров Гогланд располагается в восточной части Финского залива Балтийского моря. Остров входит в состав Кингисеппского района Ленинградской области.

Маяк был установлен на высоте 12 футов – 3,65 м над уровнем моря.

Маяк действовал с 1727 года по 1953 год – 226 лет.

Маяк Нижний Гогландский был установлен после ввода в действие в 1723 году маяка Верхний Гогландский. Капитан 3 ранга Мартын Янсен Гове (? – 1747), назначенный по указанию императора Петра I для осуществления  общего наблюдения за маяками, представил в 1726 году через Кронштадтскую контору над портом в Адмиралтейств – Коллегию проект маяка Нижний Гогландский. По его мнению, этот маяк был необходим для прибрежного мореплавания в условиях, когда из-за тумана огонь маяка Верхний Гогландский не виден и когда в тёмное время суток низкий берег северной оконечности  острова рассмотреть невозможно. Мартын Я. Гове обосновывал место установки маяка: «… дабы корабли на него (на низкий берег) не находили, а видя огонь могли без страху тот остров обходить».

Адмиралтейств – Коллегия согласилась с предложением капитана 3 ранга Мартына Я. Гове. Вице - президент Адмиралтейств – Коллегии адмирал Пётр Иванович (Петер) Сиверс (1674 – 1740) через Кронштадтскую контору над портом приказал построить в будущем, 1727 году на низком месте к северу от Верхнего маяка другой маяк -  «фейер – бакен». В 1727 году маяк Нижний Гогландский впервые открыл действие.

В 1755 году командиры лоц-галионов  доносили, что «… на Нижнем маяке складено из камней вышиной 10 футов – 3,05 м, на котором поставлен канфор в 6 футов -  1,83 м».

Руководивший гидрографическими работами на Балтийском море капитан – командор (капитан 1 ранга) Гавриил Андреевич Сарычев (1763 – 1831) в 1802 году докладывал, что Нижний Гогландский маяк представляет собой стоящий на земле железный таган, на котором жгут дрова и уголь. Он предлагал по примеру Суропского (Верхний Суурупи) и Кокшхерского (Кери) маяков, которые лучше освещены,  установить фонарное сооружение и жечь в нём масло или свечи без всяких неудобств, что и стоить будет дешевле.

В 1805 году Адмиралтейский департамент решил усовершенствовать Нижний и Верхний Гогландские маяки. 31 (19) августа 1807 года контр-адмирал Михалевич доложил в Адмиралтейский департамент о том, что директор маяков капитан 2 ранга и кавалер Леонтий Васильевич  Спафарьев (1766 – 1847) рапортом от 27 (15) августа доложил об окончании 3 августа (22 июля) строительства каменного цоколя маяка Нижний Гогландский. На цоколь за неимением металлического было  установлено деревянное фонарное сооружение, снятое с маяка Родшхер, а и из-за отсутствия рефлекторов – вогнутых зеркальных отражателей для устройства катоптрического маячного аппарата – маяк осветили 11-ю лампадками. Освещение маяка после перестройки было начато  29 (17) августа 1807 года.

26 (14) мая 1807 года император Александр I (1777 – 1825) находясь в городе Тильзите, Восточная Пруссия (ныне г. Советск, Калининградская область), где он вёл переговоры с императором Франции Наполеоном Бонапартом,  утвердил представленный министром Морских сил вице-адмиралом Павлом Васильевичем Чичаговым (1767 – 1849) штат персонала Верхнего и Нижнего Гогландских маяков. Обоими маяками должен был управлять один смотритель маяков – чиновник 9 класса (титулярный советник, в военной табели о рангах – капитан) с жалованием 400 рублей в год. У него были 2 денщика с жалованием по 6 рублей 30 копеек в год и 10 служителей с жалованием по 36 рублей в год. Для содержания маяка в течении года штатом предусматривалось 1050 рублей, на его ремонт – 150 рублей и на отопление и освещение – 200 рублей.

В ходе Русско – шведской войны 1808 – 1809 годов в мае 1808 года на помощь шведам прибыли корабли английского военного флота, которые высадили на остров Гогланд десант  из 100 матросов. Нижний Гогландский маяк был разграблен и взята в плен вся маячная команда во главе со смотрителем Кузнецовым. В результате войны Швеция потеряла Финляндию, которая стала  великим княжеством в составе Российской империи.

По окончании войны Нижний Гогландский маяк  был восстановлен. На сплошной каменный цилиндрический цоколь диаметром 6,40 м и высотой 3,75 м было установлено металлическое остеклённое фонарное сооружение высотой 5,00 м. Общая высота маяка от основания до верха дефлектора была 8,75 м. Маяк был установлен на высоте 3,65 м над уровнем моря. Цоколь маяка был белый, фонарное сооружение - красное.

Маяк освещал катоптрический аппарат, состоявший из 16 рефлекторов с масляными лампами, которые заправлялись сурепным растительным маслом.   Маяк светил в морском секторе  от 228° до 143,8°. В сторону острова маяк не светил. Огонь маяка был белый постоянный с дальностью видимости 10,5 мили – 19,5 км. Маяк был установлен  на расстоянии 1 верста 70 саженей – 1215 м от Верхнего маяка в направлении 01° 45´ и имел географические координаты: широта 60° 06´ 22ʺ N, долгота 26° 58´ 44ʺ E. Створ Нижнего и Верхнего Гогландских маяков указывал направление рифа, идущего от северной оконечности острова к северу на 1,5 кабельтова – 280 м. На рифе есть подводные камни с глубиной над ними от 1,80 м до 6,10 м.

При маяке были построены каменный караульный (жилой) дом для маячной команды, каменная кладовая и деревянная баня.

В 1824 году при маяке Нижний Гогландский была построена каменная «Гогландская башня» высотой 4,30 м, в которой был повешен  «тяжеловесный колокол». Башня была установлена на высоте 1,80 м от уровня моря в расстоянии 25 саженей – 53 м в направлении 00° 30´ от маяка. Она имела цилиндрическую форму, была окрашена в белый цвет, но крыша была красная. В стенах башни были сделаны прямоугольные проёмы на всю их высоту.

Первоначально звон колокола, с целью отличия от звона церковных колоколов, был трёхударный – «били рынду». Впоследствии на всех маяках был принят двухударный звон – «били склянки». Интервал между сигналами был 3 минуты 15 секунд. Сигналы колоколом подавали в «мрачную и туманную погоду», а также когда замечали, что идущее судно приближается к рифу.

Было замечено, что звук колокола излучается не в полной мере, а частично поглащается внутренней поверхностью стен башни. Предполагалось  построить новый, большей высоты каменный цоколь и установить на него только чугунные стойки без рам фонарного сооружения Верхнего Гогландского маяка, демонтированного в 1860 году, а крышу покрыть листовым железом. Колокол предполагалось установить большего размера. 

С началом Крымской войны в апреле 1855 года в Финском заливе появилась англо – французская эскадра. Освещение Нижнего Гогландского маяка было заблаговременно прекращено, осветительный аппарат был снят и отправлен в безопасное место для хранения. Маячная команда была с маяка снята. Артиллерийским огнём с кораблей маяк, караульный дом и хозяйственные постройки были повреждены. По окончании войны они были отремонтированы и в августе 1856 года маяк возобновил действие.

21 (9) июля 1856 года великий князь генерал – адмирал Константин Николаевич (1827 – 1892) утвердил «Положение о маяках Балтийского моря», которым определил Нижний Гогландский маяк как один из наиболее важных и обязал назначать смотрителем маяка обер – офицера в чине до штабс – капитана Корпуса флотских штурманов или Ластового экипажа включительно, а также установил использование для освещения маяка 14 ламп.

В 1857 году для обеспечения мореплавания днём при пасмурной погоде и в летние «белые ночи» с 28 (16) мая по 13 (01) июля, когда маяки Финского залива не освещали и они могли быть не видны, было признано полезным освещать маяки в продолжении всей навигации. В 1857 году освещение Нижнего Гогландского маяка было начато с началом навигации в апреле и продолжалось без перерыва до 23 (11) января 1858 года, когда навигация была закончена. В 1858 навигацию начали 28 (16) апреля.

Летом 1858 года при маяке была создана спасательная станция. Около маяка, в непосредственной близости к каменному рифу, на котором чаще всего терпели крушение суда,  была размещена спасательная лодка «с полной принадлежностью для управления и со снарядами для спасания утопающих». Команда лодки состояла из 1 унтер – офицера и 14 матросов. Команду до постройки для неё жилого помещения по решению местного земского начальства разместили в отведённом для неё доме в деревне Сууркюля на расстоянии около 3 км от маяка. Для вызова команды к лодке при возникновении угрожающей ситуации были учреждены сигналы на маяке и на сторожевой лоцманской башне в деревне. Команда спасательной лодки занималась практическими учениями под руководством смотрителя маяка преимущественно в бурное время.

7 октября (25 сентября) 1860 года в 4 часа ночи английский 3-мачтовый коммерческий барк «Фанни», шхипер Ланн, встал на мель на северном Гогландском рифе в расстоянии 45 саженей – около 100 метров от берега. Барк имел груз досок и шёл из Кронштадта в Лондон. Спасательная команда  под руководством смотрителя Верхнего и Нижнего Гогландских и Родшхерского маяков прапорщика Анцова спасла в первую очередь 10-летнего сына и жену шхипера, а затем и всю команду барка. Император Александр II наградил смотрителя маяков орденом св. Анны 3 степени, а бывших с ним унтер-офицера и 11 рядовых матросов маячной роты – серебряными медалями «За спасение погибавших» и 150 рублями серебром.

В июле 1861 года при спасательной станции для оказания первой медицинской помощи спасённым – «подания первоначального медицинского пособия», а также заболевшим нижним чинам маячных команд Гогландских и Родшхерского маяков был прикомандирован «лекарский помощник», который установил в отведённой ему квартире одну койку для больных. По распоряжению Медицинского управления Морского ведомства были изготовлены «медико – хирургические аппараты», которые доставили на спасательную станцию с открытием  навигации  1862 года.

Осенью 1861 года по распоряжению  Строительного управления Морского ведомства было начато строительство сарая для спасательной лодки, которое было закончено в 1862 году. От сарая были устроены деревянные спуски: на восточную сторону длиной 104 метра и на западную сторону длиной 115 метров. Тогда же был построен деревянный дом спасательной станции.

В 1868 году была произведена реконструкция Нижнего маяка. Старое фонарное сооружение было разобрано. Для обеспечения непрерывного действия маяка был построен временный деревянный маяк, на который был перенесён демонтированный старый катоптрический (отражательный) маячный аппарат. На освободившееся место на каменном цоколе диаметром 6,40 м и высотой 3,75 м было установлено новое чугунное фонарное сооружение высотой 5,10 м и диаметром 2,70 м, имевшее цоколь высотой 2,30 м и зеркальное штормовое остекление высотой 90 см. Общая высота маяка от основания до верха дефлектора была 8,85 м.  Основание маяка располагалось, как указано выше, на высоте 3,65 м от уровня моря. Каменный цоколь был окрашен в белый цвет, а фонарное сооружение – в красный.

По верху каменного цоколя вокруг фонарного сооружения была устроена галерея, выложенная каменными плитами на цементном растворе и имевшая ограждение из железных перил. Для подъёма на галерею ко входу в фонарное сооружение был сделан крытый наклонный ход под углом 45°. Он завершался установленным на галерее перед входом в фонарное сооружение тамбуром, предотвращавшим влияние колебаний наружного воздуха на стабильность горения пламени лампы маячного аппарата.

В фонарном сооружении был установлен диоптрический (преломляющий) оптический маячный аппарат 4 разряда системы французского физика Огюстена Жана Френеля (1788 – 1827), изготовленный на заводе «Братья Чанс и К°» (Chance Brothers and Company), Англия, близь Бирмингема. Фокусное расстояние оптической системы было 250 мм, её диаметр 500 мм и высота 509 мм. Масляную лампу с горелкой в 2 концентрические светильни сделали в мастерской дирекции Балтийских маяков в Таллинне. Масло применяли сурепное. Расход масла по сравнению с прежним аппаратом снизился втрое - с 420 грамм в час до 140 грамм в час. Огонь маяка, как и ранее был белый постоянный. Высота центра огня маяка над уровнем моря была 10,07 м, над основанием – 6,42 м.

13 (01) августа 1868 года маяк Нижний Гогландский открыл действие после реконструкции. В тот же день временный маяк был погашен и его башня была разобрана.

Маяк, по-прежнему, освещали только во время навигации. Поэтому в 1869 году маяк не светил 91 ночь, в 1870 году – 87 ночей, в 1871 году – 120 ночей, в 1872 году – 64 ночи, в 1873 году – 49 ночей, в 1874 году – 43 ночи, в 1875 году – 132 ночи и т.д.

Спасательную станцию при маяке снабдили метательным снарядом для перебрасывания с берега на ставшее на мель судно каната, с помощью которого в случае жестокого шторма можно было переправить людей с аварийного судна на берег. В доме спасательной станции для больных была отведена отдельная комната с двумя койками.

В 1877 году маяк вместо сурепного растительного масла стали освещать специальным сортом керосина носившим название «петролеум, или пиронафт». Для хранения петролеума была построена каменная кладовая с вентиляцией и громоотводом.

В 1878 году для спасательной станции по восточную сторону мыса в расстоянии 60 метров от маяка была устроена пристань с глубиной 90 см. Для спасательного бота системы Пика от сарая, где он хранился, были перестроены проложенные ранее на запад и на восток спусковые дорожки общей длиной 170 метров.

В 1884 году при маяке была срублена новая баня на каменном фундаменте.

В 1885 году при маяке в будке был установлен новый колокол «из пушечной зелёной меди весом 20 пудов» - 328 кг. Колокол изготовил в Таллинне заводчик Виганд за 128 рублей. Пушечная медь, а, вернее, снятые с кораблей устаревшие  пушки, была предоставлены Морским ведомством.

В 1888 году в должности смотрителя маяков прапорщика Анцова сменил подполковник Войт, которого, в свою очередь, в 1897 году сменил Панов.

В 1890 году вместо прежнего был установлен новый маячный диоптрический аппарат системы Френеля уже 3 разряда с фокусным расстоянием 400 мм. Диаметр оптической системы был 1000 мм и вес около 900 кг. Аппарат, как и ранее, светил белым постоянным огнём в секторе от 228° до 143°. Сила света огня была 2000 свечей. Дальность видимости огня маяка была 13 миль – 24 км. В год расход петролеума составлял в среднем около 800 кг – 940 литров.

На спасательной станции количество коек для больных было увеличено с двух до трёх. Как и ранее, там находился лекарский помощник с запасом медикаментов и медицинских инструментов.

В 1895 году при маяке была установлена термометрическая  метеорологическая будка с размещёнными в ней термометрами для измерения температуры воздуха.

11 октября (29 сентября) 1900 года при маяке было открыто вспомогательное телефонное отделение, соединённое с почтово – телеграфным отделением при Южном Гогландском маяке, осуществлявшее, в том числе, приём и отправку частных телеграмм. Телефонным отделением заведовал смотритель маяков.

В 1904 году соединили телефонной связью маячный караульный (жилой) дом с лоц-вахтой и квартирой лоцманского старшины в деревне Сууркюля для заблаговременного предупреждения о необходимости выхода в море лоцманов для проводки военных и иностранных судов. Маяк имел важное значение для обеспечения прибрежного мореплавания в порты Выборг, Хамина, Котка и Ловиса.

В 1914 году при маяке установлен мареограф для наблюдения за уровнем моря.

1 августа (19 июля) 1914 года Германия объявила войну России и Россия вступила в Первую мировую войну. Несмотря на развернувшиеся боевые действия на Балтийском море Нижний Гогландский маяк продолжал действовать в обычном режиме.

6 декабря 1917 года на основании провозглашённого Октябрьской социалистической революцией права наций на самоопределение вплоть до отделения Финляндия объявила о выходе из состава Российской республики и образовании независимого государства. 22 марта 1918 года покинул остров Гогланд российский гарнизон, состоявший из 20 комендоров береговой артиллерийской батареи.

14 октября 1920 года в городе Тарту (Эстония) был заключён  Тартуский мирный договор между РСФСР и Финляндией, в соответствии с которым остров Гогланд с установленными на нём маяками отошёл к Финляндии.

В 1922 году постоянный огонь маяка, оставаясь белым, был заменён на проблесковый с периодом 5 сек – свет 0,5 сек + темн. 4,5 сек.

28 июля 1923 года между СССР и Финляндией было заключено «Соглашение о поддержании порядка судоходства в части Финского залива вне черты территориальных вод, содержании маячных сооружений и лоцманской службы». Был установлен порядок согласования и финансирования работ по содержанию, ремонту и переоборудованию 9 маяков, перешедших во владение Финляндии, но в надёжной работе которых был заинтересован СССР, в том числе и Нижнего Гогландского маяка. СССР принял на себя 50 % расходов по содержанию и модернизации маяков.

В 1934 году время горения белого огня маяка было увеличено с 0,5 сек до 1,0 сек при сохранении периода 5 сек. Дальность видимости  огня маяка была объявлена 9 миль – 16,5 км. Сектор освещения маяка сохранился.

30 ноября 1939 года началась советско – финская война. 1 декабря артиллерийским огнём советской канонерской лодки маяк Нижний Гогландский был уничтожен. 12 марта 1940 года между СССР и Финляндией был заключён Московский мирный договор, по которому остров Гогланд вошёл в состав СССР. Маяк восстановлен не был.

22 июня 1941 года началась Великая отечественная война. После того, как гарнизон острова Гогланд обеспечил эвакуацию советских войск военно – морской базы Ханко, он был также снят и 7 декабря 1941 года остров заняли финские войска. Маяк не восстанавливали.

19 сентября 1944 года СССР, Финляндия и Великобритания подписали Московское перемирие, в соответствии с которым в период с 24 по 30 сентября финны поэтапно покинули остров, передав имевшиеся там объекты советским войскам. Принадлежность острова Гогланд СССР была подтверждена Парижским мирным договором от 10 февраля 1947 года.

По окончании войны,  к 1950 году  каменный цоколь маяка высотой 3,75 м был восстановлен и на нём вместо фонарного сооружения  был установлен железобетонный столб высотой 2,40 м, на котором закрепили светооптический аппарат. Высота центра огня от уровня моря осталась прежней – 10,07 м. Характеристика огня маяка была сохранена: огонь белый проблесковый, период 5 сек – свет 1 сек + темн. 4 сек, дальность видимости огня 9 миль – 16,5 км. Постоянного персонала маяк не имел, был отнесён к автоматическим маякам и получил наименование «Северный Гогландский». Действовал маяк не долго. Уже  в 1953 году огонь маяка был погашен, маяк был переведён в разряд «несветящих навигационных знаков» и вскоре упразднён, поскольку СССР не имел интереса в обеспечении прибрежного мореплавания в территориальных водах Финляндии, которая создала и обустроила в этих водах систему фарватеров, в том числе и  Продольный Лоцманский фарватер.

 

Памятные даты истории Нижнего Гогландского маяка

1727 – впервые открыл действие маяк на северной оконечности острова Гогланд

29 (17) августа 1807 – начато освещение вновь построенного маяка

1824 – при маяке построена каменная будка для колокола, получившая название «Гогландская башня»

1858 – при маяке создана спасательная станция

13 (01) августа 1868 – маяк открыл действие после реконструкции и установки нового, диоптрического (преломляющего) аппарата системы О. Френеля 4 разряда

1877 – для освещения маяка сурепное (растительное) масло было заменено петролеумом (пиронафтом) – сортом осветительного  керосина

1890 – на маяке был установлен новый, диоптрический аппарат 3 разряда

1895 – при маяке установлена метеорологическая термометрическая будка с термометрами

11 октября (29 сентября) 1900 – при маяке открыто телефонное отделение

1914 – при маяке построен мареограф для наблюдения за  уровнем моря

14 октября 1920 – по Тартускому договору остров Гогланд с маяками отошёл к Финляндии

1 декабря 1939 – в ходе советско – финской войны маяк был разрушен

1950 – частично восстановленный маяк возобновил действие в автоматическом режиме

1953 – маяк погашен, переведён в разряд «несветящих навигационных знаков» и вскоре упразднён

 

Фото около 1900 года

 

Рисунок маяка Нижний Гогландский из Лоции Балтийского моря издания 1915 года

 

 

 

 

24 октября 2021 года

Ю.Шухин

 

 

 

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида