Военного угла, маяк

 

 

 

 

 

 

Маяк Военного угла № 1

ныне – светящий навигационный знак Военного угла № 1

Историко – техническая справка

 

Светящий навигационный знак Военного угла № 1 установлен на Военном, южном углу стенки Военной гавани порта Кронштадт на острове Котлин в Невской губе.

Знак предназначен для ограждения Военного, южного угла стенки Военной гавани и обеспечения плавания судов по Переходному створу Кронштадтского Корабельного фарватера между Малым Кронштадтским рейдом и входом в Санкт-Петербургский морской канал. Ось створа проходит на расстоянии 160 м от указанного выше угла. Ширина фарватера 90 м, глубина 11,3 м.

Знак Военного угла № 1 имеет географические координаты:

широта 59º 58,2ʹ N, долгота 29º 47,2ʹ E

Штатный номер знака по книге «Огни и знаки Балтийского моря, № 2201»  издания 2009 года – 555. Международный номер знака по издаваемому Великобританией описанию огней – С4042.

За время своего существования маяк сменил несколько названий. С 1848 года он  назывался Фридрихштадтский огонь, с 1863 года – маяк на Военном углу (Фридрихштадтский), с 1884 года – Кронштадтский маяк, с 1923 года – маяк на Военном углу, с 1950 года – маяк Военного угла № 1, с 1953 – нынешнее название – светящий навигационный знак Военного угла  № 1.

Знак установлен в расстоянии 10 м от внешнего края  (кордона) оградительной стенки гавани.

Знак представляет собой красную 6-гранную призматическую решетчатую башню высотой от верха фундамента до верхней площадки 9,40 м, установленную  на высоте 2,80 м от уровня моря. Верх стенки гавани возвышается на уровнем моря на 1 сажень - 2,13 м. В процессе эксплуатации местоположение и высота фундамента маяка менялись.

С 1980 года знак светит белым изофазным огнём в секторе от 38º до 330º с периодом 4 сек и с дальностью видимости 3 мили – 5,5 км.

Башня маяка имеет в своей основе 6 чугунных стоек, связанных между собой железными раскосами, на которые  опирается железная рабочая площадка. На этой площадке раньше было установлено фонарное сооружение со светооптическим аппаратом. Ныне аппарат стоит открыто на подфонарном столике.

Военная гавань – это детище Петра Великого. Он вместе с капитан – командором Эдвардом Лейном (1670 – 1729) создал проект гавани и лично руководил её строительством. 25 апреля 1720 года Пётр I приказал шаутбенахту (контр-адмиралу) Петру  Ивановичу Сиверсу (1674 – 1740), который был главным командиром флота, установить на стенках Военной гавани 80 орудий. Для этого П.И.Сиверс расширил южный угол гавани  на 42,6 м и уже 6 мая доложил государю: «По ныне по тем батареям поставлено 80 пушек». 29 (18) мая 1720 года Пётр I подписал свой знаменитый указ П.И.Сиверсу именно в отношении места сужения фарватера между Котлином и Кроншлотом, в котором предписал: «Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело». Эти слова увековечены на памятнике Петру Великому в Кронштадте.

В 1734 году впервые решили ряжевые стенки Военной гавани облицевать – «одеть» камнем на протяжении 109 м. За три года выполнили только часть работ из-за нехватки каменщиков, а затем их вообще прекратили. Только в 1790 году были вновь выделено 30 тыс. рублей на продолжение работ. К концу 1791 года успели выполнить из камня верхнее строение восточной торцевой и части южной оградительных стенок  Военной гавани  вместе с угловым бастионом. В 30 – 40-е годы XIX века бастион на Военном углу и южная стенка были достроены.

Впервые Фридрихштадтский (навигационный) огонь упоминается в «Описании маяков, башен и предостерегательных для мореплавателей знаков Российской империи» издания 1850 года. Фридрихштадтский навигационный огонь заменил стоявший на Военном углу осветительный фонарь, сила света которого была недостаточна, а надёжность работы – низкая.  В «Описании …» издания 1845 года и ранее ни о каких навигационных знаках на Военном углу не упомянуто. Учитывая сроки подготовки «Описания …», можно предположить, что огонь был установлен около 1848 года.  Было объявлено, что «…огонь установлен на углу Военной гавани в Кронштадте и показывает проходящим судам место Военного угла. Огонь постоянный обыкновенного цвета». Огонь поднимали на мачте. Высота огня от основания – от верха оградительной стенки – 28 футов – 8,55 м, а от уровня моря – 38 футов – 11,60 м. При огне был установлен колокол, который своим звоном 4 раза в час с небольшими промежутками означал «сие место». Находился огонь в ведении Кронштадтской конторы над портом.

Название огня безусловно связано со вторым из трёх по годам постройки  самых больших кораблей флота Петра Великого – парусного 90-пушечного линейного корабля «Фридрихштадт». Как и два другие корабля «Лесное» и «Гангут», он был назван в память о наиболее важных победах над шведами, которым Пётр Великий придавал особое значение. Битва при Фридрихштадте произошла 11 февраля (31 января) 1713 года. Это теперь Германия, Померания, земля Шлезвиг – Гольштейн (Голштиния). Город находится в устье реки Айдер, впадающей в Северное море, около границы с Данией. Пётр Великий лично разработал план штурма города и руководил сражением. По залитым противником водой полям на подступах к городу под огнём русские гвардейцы зимой наступали босяком. Уникальный случай русской военной истории: все погибшие и раненые русские воины  известны поимённо.

Линейный 3-мачтовый корабль 1 ранга «Фридрихштадт» был заложен в 1716 году в  Петербургском Адмиралтействе, спущен на воду в 1720 году и был в строю до 1736 года, когда его  разобрали в Кронштадте. Его водоизмещение было 1800 тонн, длина 49,7 м, осадка 6,1 м, скорость до 6 узлов – 11 км/час.

В 1860 году высота мачты, на которой поднимали огонь, была увеличена на 1,25 м – до 9,75 м. Мачта была выкрашена в белый цвет, рядом стояла жёлтая будка служителя. Для усиления огня и отличия от судовых огней масляная лампа имела 4 рожка, 4 стеклянные трубки и 4 круглые зеркальные рефлектора. Огонь был виден на 5 вёрст. Маяк освещали с  13 (1) августа и до конца навигации.

В 1861 году Гидрографический департамент принял решение о необходимости улучшения навигационного освещения Военного угла в Кронштадтском порту для обеспечения значительного отличия установленного там огня от судовых огней путём его  замены.

В 1862 году на Южном бастионе на углу Военной гавани было начато строительство маяка, для которого диоптрический аппарат системы Френеля 6 разряда и фонарное сооружение были заказаны в Париже на заводе Лепота.

13 (01) июля 1863 года маяк был освещён и открыл своё действие. Он получил официальное название «маяк на Военном углу», но сохранил и название «Фридрихштадтский» по имени стоявшего на этом месте навигационного огня.

Действующий до сих пор знак под названием «Военного угла № 1» представляет собой 6-гранную призматическую решетчатую башню высотой  от верха фундамента до верхней площадки 8,20 м при высоте верха оградительной стенки над уровнем моря 2,13 м – 1 сажень. Считается, что, по крайней мере,  6 основных несущих стоек башни были  изготовлены из чугуна. Хотя директор маяков и лоции Балтийского моря контр-адмирал Р. Баженов в своей книге «Маяки, их осветительные аппараты и звуковые приборы» издания 1884 года на стр. 4 относит эту башню к железным в отличие от чугунных.

На верхней площадке башни было установлено фонарное сооружение высотой  2,80 м. Общая высота металлических конструкций маяка с фонарным сооружением была 11 м. Высота фундамента над верхом оградительной стенки была 0,20 м. Но эта высота впоследствии была увеличена. Опорная часть башни в плане имеет размер 4,80 х 4,80 м. Размер верхней железной площадки башни в плане 3,40 х 3,40 м. Стойки связаны между собой железными раскосами в двух уровнях и горизонтальным поясом. Для подъёма на верхнюю площадку внутри башни установлена чугунная винтовая лестница с перилами.

Высота огня маяка над уровнем моря была 11,80 м. В фонарном сооружении был установлен диоптрический аппарат 6 разряда с белым постоянным огнём, который освещал горизонт от NW 30° через  W,  S и Е до NE 60° - в нынешнем исчислении от 60° до 330°. Маяк освещал акватории Большого, Малого и Восточного Кронштадтских рейдов. Целью маяка было надёжное, независимое от погоды и времени суток  обозначение Южного угла Военной гавани для военных паровых судов, которым в ночное время нужно выходить на Восточный рейд или уходить с него. При маяке был построен деревянный жилой дом для прислуги.

В январе 1864 года было объявлено: «Для облегчения сообщения в зимнее время между Кронштадтом, Ораниенбаумом и Санкт-Петербургом устроенный на южном углу Кронштадтской Военной гавани Фридрихштадтский маяк, освещавшийся до сего времени только в течении навигации, впредь ежегодно начиная с зимы 1863 – 1864 годов будет постоянно освещён и в зимнее время ежедневно от захождения до восхождения солнца». Расстояние от западного берега Васильевского острова до восточного берега острова Котлин по прямой 23 км. На этой «ледовой дороге» для путников устраивали трактир на сваях. От острова Котлин до Ораниенбаума «ледовая дорога» была короче – 7 км.

18 (06) марта  1865 году сектор огня маяка от NW 30° до  SW 60° - в западном направлении закрыли синим светофильтром для того, чтобы отличить его огонь от огня Верхнего Николаевского маяка на Кроншлоте – ныне Передний Кронштадтский маяк.

По получении 30 (18) июня 1884 года высочайшего разрешения императора Александра III в приказе по Морскому ведомству № 96 от 25 (13) июля объявлено: «…повелено именовать маяк на Военном углу в Кронштадте  - Кронштадтским». Так маяк именовался до 1923 года.

В 1884 году при маяке были построены новый рубленный жилой дом для маячной прислуги и каркасно – обшивной склад маячного имущества.

С 1890 года стали вновь прекращать освещения маяка Кронштадтский по окончании навигации. Для облегчения зимнего сообщения с Кронштадтом установили электрический огонь на Ораниенбаумской пристани в Кронштадте.

С 1910 года постоянный огонь маяка был заменён на проблесковый -  он имел 40 проблесков в минуту.

В 1913 году высота фундамента маяка была увеличена на 3,10 м.

В 1923 году маяк, получивший наименование «маяк на Военном углу», был переведён с керосинового на ацетиленовое освещение. Огонь маяка стал синим с 15 проблесками в минуту и начал  светить в секторе 38° - 330°. Впоследствии менялся цвет огня маяка, но количество проблесков и сектор освещения сохранились до сих пор. В синий цвет было выкрашено фонарное сооружение, которое с момента установки маяка было серым («тёмным»).

В 1938 году фонарное сооружение было демонтировано. С тех пор светооптический аппарат устанавливают на верхней площадке на подфонарный столик. Высота маяка уменьшилась на 2,80 м и стала 11,50 м.

С началом Великой отечественной войны действие маяка на Военном углу было прекращено и возобновлено по окончании войны 26 июня 1945 года с прежней характеристикой огня, о чём было объявлено в Извещении мореплавателям ГС БФ  № 6.

25 декабря 1945 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 468 было объявлено об установке огня Военного угла № 2 в расстоянии 30 м к NNW от маяка на Военном углу. Огонь был красный постоянный и светил в секторе от 258,5° до 293° для ограждения акватории стенда контрольно – измерительной магнитной станции (КИМС), предназначенной для размагничивания кораблей. Существующему маяку был присвоен «№ 1». 15 июня 1948 года в Извещении мореплавателям ГС БФ № 234 было объявлено о переносе огня Военного угла № 2 на крышу построенного на Военном углу 2-этажного здания. Этот огонь был упразднён в 1960 году, но маяк, ставший к тому времени светящим навигационным знаком, так и остаётся в течении 60 лет с ничего не обозначающим  «№ 1».

11 октября 1949 года было объявлено в Извещении мореплавателям об установке на Военном углу наутофона для подачи звукового сигнала мореплавателям во время тумана. Наутофон был марки «Пинч» (Германия). Излучатели звука были установлены на верхней площадке знака, аппаратура – во временном каркасно – засыпном здании рядом с маяком. 28 марта 1980 года  было объявлено в Извещении мореплавателям ГС БФ № 75 об упразднении наутофона и замене его звукосигнальной динамической установкой марки УЗД. Эта установка была упразднена 30 декабря 1986 года.

В 1980 году зелёный огонь знака был заменён на белый с прежней характеристикой.

Маяк (светящий навигационный знак) Военного угла  № 1 в Кронштадте приказом № 15 председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) от 20 февраля 2001 года включён в число вновь выявленных памятников культурного наследия.

Светящий навигационный знак Военного угла  № 1 в Кронштадте находится в ведении Гидрографической службы Балтийского флота.

Ю.Шухин

26 марта 2020 года

 

 

 

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида