Большой Тютерс, маяк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маяк  Большой Тютерс

 

Историко – техническая справка

 

 

           Маяк Большой Тютерс установлен в северо-западной части острова Большой Тютерс на вершине гранитного холма на высоте 54,3 м, которая является самой высокой точкой острова. Остров Большой Тютерс находится в восточной части Финского залива южнее острова Гогланд.

           Маяк получил название по названию острова, на котором он установлен. В период с 1920 по 1940 год, когда остров принадлежал Финляндии, маяк носил названия Стора Тютерсаари и Суур Тютерсаари.

Географические координаты маяка Большой Тютерс:

широта 59º 51,2' N, долгота 27º 11,4' Е.

           На 6-гранной прямоугольной тёмнокрасной башне маяка с фонарём высотой 25,0 м установлен электрический маячный аппарат, находящийся на высоте 75,0 м от уровня моря огонь которого виден на расстоянии 20 миль ( 37 км).

           Маяк находится в расстоянии 1,5 км от береговой черты.

           Штатный номер маяка Большой Тютерс по книге «Огни и знаки Балтийского моря, № 2201» издания 2009 года - 1700. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней – С 3938.

           Маяк предназначен для обеспечения плавания судов в восточной части Финского залива по Большому Корабельному фарватеру, на подходах к Нарвскому заливу и к островам Гогланд и Мощный.  Маяк находится на расстоянии 10,9 мили от маяка Южный Гогландский, 16,85 мили от маяка Родшер и 11,3 мили от светящего знака Северный Виргин.  

           Остров Большой Тютерс округлой формы в плане имеет размеры: с севера на юг – около 3,5 км, с запада на восток около 3,0 км. Его площадь 8,3 кв. км. Остров входит в Кингисеппский район Ленинградской области.

           Остров Большой Тютерс стал принадлежать Российской Империи с 1721 года в результате Северной войны на основании Ништадтского мирного договора со Швецией. К 1772 году на острове были построены церковь и школа.  Северо-западная часть острова Большой Тютерс высокая, сложена из гранита, берега здесь скалистые, крутые, поросли густым лесом. Юго-восточная часть острова низкая,  сложена из осадочных пород, берега её песчано-каменистые. У южной оконечности острова находится небольшая гавань, ограждённая двумя молами из каменной наброски и доступная для малых судов с осадкой до 2,5 метра. Головы молов разрушаются, перекрывая и без того узкий вход в гавань. Для обеспечения входа в гавань на её берегу были установлены два светящих створных знака. В гавани есть разрушающийся причал для малых судов и катеров. Вблизи гавани, на расстоянии около 3,0 км от маяка, ранее существовала финская деревня, жители которой были выселены в ходе советско-финской войны 1939-1940 годов, и позднее она не восстанавливалась. В деревне в южной части острова к 1939 году жило 436 человек. Сейчас на острове живут только работники маяка.

           Ближайшие населённые пункты на материке находятся от маяка на расстоянии: Кронштадт – 88 миль, Нарва (Эстония) – 34 мили, Кунда (Эстония) – 32 мили.

           Необходимость в маяке на острове Большой Тютерс для обеспечения мореплавания рассматривалась уже в 1891 году при составлении в Морском министерстве очередного «Плана работ по маячной части на Балтийском море на новое 6 – летие с 1892 по 1897 год». Но из-за ограниченности финансовых средств маяк в План включён не был.

           Строительство маяка Большой Тютерс было начато 17 (04) июня 1902 года. Для доставки строительных грузов была использована небольшая гавань с северо-западной стороны острова. Работы начали с установки ряжевого причала и устройства временной «проволочной» дороги – подвесной канатной дороги для доставки грузов от гавани к месту строительства маяка на высоту более 50 метров.  Дорога длиной около 1 км была построена менее чем за 4 месяца – к 7 октября (24 сентября) того же года. Она стоила  16 957 рублей.

           Основные строительные работы были выполнены в 1903 году. Были построены: кирпичная башня маяка, караульный  (жилой) кирпичный дом общей площадью 221 кв. м, баня, 4 сложенные из бута здания кладовых различного назначения и ледник, а также ряжевый причал для маячной шлюпки. Общая стоимость строительства объектов маяка без стоимости «проволочной» дороги и светооптического аппарата с фонарём  составила 33 370 рублей.

           В 1904 году были завершены все строительные работы и установлены полученные из-за границы фонарь и светооптический аппарат.

           21 (08) ноября 1904 года маяк Большой Тютерс был освещён и открыл действие.

           6-гранная прямоугольная (призматическая) башня маяка с фонарём  имеет высоту от основания до верха дефлектора 25,00 м. Башня установлена непосредственно на ровную поверхность монолитной гранитной скалы. При этом высота кирпичного ствола башни до галереи 16,80 м и высота фонаря 8,20 м. Толщина стен ствола 1,20 м. С наружной стороны граней ствола башни были сделаны контрфорсы также из кирпича. Они делали стены башни несколько толще и прочнее. Из-за отсутствия чертежей их размеры можно только оценить. Ширина контрфорсов была в половину ширины грани – около 1,4 м. Они имели высоту в половину высоты ствола – около 8 м. При этом в нижней половине высоты они были вдвое толще, чем в верхней части – их можно оценить в 80 см и 40 см. Диаметр описанного вокруг 6-гранного основания башни круга был около 9,00 м.

           Внутри ствола помещение также 6-гранное. В нём установлена винтовая железная лестница. Диаметр вписанного во внутреннее помещение башни круга 2,60 м. В верхней части ствола располагается подфонарное помещение, из которого наклонная железная лестница ведёт в фонарь.

           Фонарь 16-гранный с трёхярусным штормовым остеклением высотой 2,70 м. Плоские зеркальные стёкла имеют толщину 8 мм. На уровне верха цоколя по периметру фонаря  снаружи сделана по узкая галерея для обслуживания штормового остекления.

           В фонаре был установлен светооптический аппарат 1 разряда с линзами конструкции А.Френеля с фокусным расстоянием 920 мм. Источником света была керосино – калильная горелка английской фирмы «Чанс». Сила света аппарата была         20 000 свечей. Дальность видимости огня маяка была 25 миль. Огонь маяка был белый, круговой, но его характеристики в четырёх секторах освещения были разными по количеству проблесков. Для создания в секторах различных проблесковой и группо – проблесковой характеристик огня маяка в маячном аппарате было установлено специальное устройство – «оттерс». Вот как его описывает в 1932 году участник Советско-финской комиссии помощник начальника 3-го сектора Гидрографического управления командир РККФ В.А.Петров: «Вокруг оптической части аппарата установлены особые ширмы числом 60, которые периодически открываются и закрываются, поворачиваясь каждая вокруг своей вертикальной оси под действием вращающего механизма, приводимого в движение особым грузом. Каждые 2,5 часа груз поднимается на верх ручной лебёдкой». 

           В 1905 году маяк светил круглый год в течении 4 291 часа. За это время было израсходовано 214 пудов 22 фунта керосина – 3 514 кг или  4 393 литра.

           В 1905 году по распоряжению Почтово – телеграфного ведомства России для нужд Морского ведомства на маяке Большой Тютерс была открыта телефонная станция, которая подводным кабелем была соединена с маяком Южный Гогландский. Телефонный кабель длиной более 21 км был проложен транспортом Дирекции маяков и лоции «Самоед». Телефонная станция находилась в заведовании смотрителя маяка и была установлена в его квартире.

           В 1920 году по Тартускому (Юрьевскому) мирному договору РСФСР и Финляндии остров отошёл к Финляндии.

           28 июля 1923 года между СССР и Финляндией было подписано соглашение о поддержании порядка судоходства в части Финского залива вне черты их территориальных вод, содержании маячных сооружений и лоцманской службы. Этим соглашением устанавливался порядок  согласования и финансирования работ по содержанию, ремонту и переоборудованию 9 маяков, принадлежавших Финляндии, но в надёжной работе которых был заинтересован СССР, который  возложил на себя 50 % расходов на эти цели.

           В июне 1932 года советско – финская комиссия осмотрела башню маяка Большой Тютерс и установила, что происходит интенсивное разрушение кирпичной кладки из-за недостаточной морозостойкости кирпича. Было рекомендовано для предотвращения дальнейшего разрушения выполнить облицовку цементным раствором – сделать железо – бетонную рубашку башни толщиной от 15 до 20 см, как это было сделано ранее с башней маяка Родшер.  Техническое бюро Управления мореплавания Финляндии выполнило проект и определило, что необходимо разобрать кирпичные контрфорсы башни, установить  340 кв. м опалубки и 3,70 т стальной арматуры, уложить 50 куб. м бетона. Работа была выполнена в 1933 и 1934 годах и принята совместной комиссией 8 августа 1935 года. Стоимость работ составила 659 148 финских марок. Маяк приобрёл нынешний вид и сохранил кирпично – красную окраску.

           В течении 30-х годов XX века на маяке работали смотритель, один старший и два младших служителя. Они получали в год соответственно 21 000, 14 400 и 13 500 финских марок каждый. Общие ежегодные расходы по содержанию маяка  составляли около 90 000 финских марок, которые делись поровну между СССР и Финляндией.

           В ходе советско – финской войны 2 декабря 1939 года остров был занят Красной армией. На основании Московского мирного договора между СССР и Финляндией, подписанного 12 марта 1940 года, остров Большой Тютерс стал принадлежать СССР. Маяк продолжал работать, но с изменённой характеристикой: белый огонь имел 15 проблесков в минуту.

           Во время  Великой отечественной войны 31 октября 1941 года остров был оставлен частями Красной армии, 30 декабря 1941 года остров был освобождён, 28 марта 1942 – вновь оставлен и 20 сентября 1944 года – окончательно освобождён. Парижским мирным договором с Финляндией,  подписанным 10 февраля 1947 года было подтверждено, что  остров Большой Тютерс принадлежит СССР.

           С началом военных действий на Балтике маячный аппарат был демонтирован и отправлен на склад в Кронштадт. Как указано в формуляре маяка, «во время транспортировки одна из восьми филёнок диоптрической системы была утоплена. Утоплены или утрачены были кольца для установки оптики, а также часовой механизм,  все экраны и детали установки экранов оттерса».

           Несмотря на то, что на острове в течении почти 5 лет происходили боевые действия, здания маяка за годы войн не получили серьёзных повреждений. Однако на острове осталось значительное количество взрывоопасных предметов. За послевоенный период до 2015 года включительно было проведено 7 мероприятий по разминированию острова. Только в  2005 году МЧС России и Шведское агентство спасательной службы  обезвредили на острове 31 873 взрывоопасных предметов. В 2015 году минёры  Балтийского флота обезвредили ещё 724 таких предмета. Работа служащих маяка на острове всё послевоенное время была сопряжена с серьёзной опасностью.

           По окончании войны о возобновлении работы маяка с прежней характеристикой было объявлено в Извещении мореплавателям ГС БФ № 29 от 11 июля 1945 года. Оккупировавшими остров немецкими войсками был демонтирован и сброшен с купола фонаря вентиляционный дефлектор, который впоследствии был установлен на место. Но высота башни в послевоенное время считается 23,80 м - только до основания дефлектора.

           При подготовке маяка к вводу в действие он был переведен с керосина на электропитание. В каменном здании бывшей кладовой размером в плане 5,70 х 5,70 м были установлены два бензоэлектрических агрегата: один фирмы «Кохлер» (Франция) мощностью 5 квт и другой – фирмы «Электрик» (Италия) мощностью 4 квт, который в декабре 1949 года был снят и заменён вторым агрегатом фирмы «Кохлер». Эти агрегаты заряжали аккумуляторную батарею, которая состояла из 54 аккумуляторов марки 3-СГП-80 с напряжением 6 в каждый. Рабочее напряжение батареи было 110 в. Батарея питала лампу в маячном аппарате.

           Сведений о первом установленном маячном аппарате не найдено. В 1947 году был установлен вращающийся электромаяк марки ЭМ-35/II, дальность видимости огня которого была 12 миль. В 1948 году он был заменён кодовым электромаяком марки КЭМ-500 с линзой марки Л-500, в которой была установлена прожекторная лампа мощностью    1 квт. 20 июня 1950 года Извещением мореплавателям ГС БФ № 235 было объявлено об увеличении дальности видимости огня маяка до 18 миль и изменении огня на красный проблесковый.

           29 июня 1949 года Извещением мореплавателям ГС БФ № 277 было объявлено об установке радиомаяка марки МРМ-54м при маяке Большой Тютерс и начале его действия в группе с радиомаяками при маяках Кайболово и Мохни. Радиомаяк имел позывной сигнал по азбуке Морзе «БТ», работал на волне длиной 1019 м и частоте 294,4 кгц, имел дальность действия 50 миль. Радиомаяк также был размещён в каменном здании другой бывшей кладовой размером в плане 8,60 х 5,70 м. Рядом были установлены две стальные радиомачты для Т-образной антенны высотой 20 м каждая.

           23 сентября 1960 году Извещением мореплавателям ГС БФ № 450 круговой морской радиомаяк, работавший круглосуточно, был упразднён и переоборудован в радиодевиационную установку, которая стала работать по заявкам.

           В 1961 году УНР-519 Морской инженерной службы ЛенВМБ восстановил разрушенный ряжевый причал. Стоимость работ составила 11,5 тыс. рублей.

           В 1962 году для электропитания маяка был установлен ветроэлектрический агрегат марки ВЭ-5, который работал до 1967 года, когда был заменён на автоматическую ветроэлектростанцию марки АВЭС- 1-5. 

           В 1963 году на маяке вместо физически и морально устаревшего маячного аппарата был установлен новый отечественный светооптический электромаячный вращающийся аппарат марки ЭМВ-3.

           В 1966 году вместо пришедшей в негодность конюшни для состоявшей в штате маяка   лошади на одном из островов была разобрана бесхозная конюшня, привезена и собрана хозяйственным способом.      

           В 1986 году был установлен и введён в действие новый светооптический аппарат марки АСА-500 с электролампой мощностью 500 вт.

           Систематически производилась замена аппаратуры радиодевиационной установки по мере истечения сроков эксплуатации: в 1970 году был установлен радиомаяк марки МРМ-61, в 1978 году - АНРМ-25, сейчас работает марки «Агат-3».

           Электропитание маяка и других потребителей маячного городка производится от автономной дизельной электростанции, состоящей из трёх агрегатов, которые заменяются новыми по мере выработки ресурса.

           Начальниками маяка были: в 1953 году – главный старшина Захаров, в 1979 году – Векс.

           Маяк Большой Тютерс находится в ведении Гидрографической службы Балтийского флота.

 

 

Ю.Шухин

16 декабря 2019 года

 

 

 

Фото июль 1948 года. Записано: слева от башни сгоревший немецкий (трофейный) звукоулавливатель ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание сайта: Компания НиазидаСоздание сайта
Компания Ниазида